На прошедшем в январе 2008 г. (29-31.01.2008 г.) втором международном форуме и выставке "Беспилотные многоцелевые комплексы в интересах ТЭК" ООО Научно-производственный центр "Антиград-Авиа"
из подмосковного г. Дубна представило многофункциональный авиаицонный комплекс "Нарт" (МАК "Нарт"). Значительное количество посетителей и специалистов, которые постоянно
останавливалась у стенда предприятия и подходили с различными вопросами к его представителям, говорили о том большом интересе, который вызвал представленный беспилотный летательный
аппарат.
По информации представителей ООО "НПЦ "Антиград-Авиа", многофункциональный авиационный комплекс "Нарт" предназначен для решения широкого круга задач. Среди них такие, как
предотвращение катастрофических стихийных погодных явлений (град, ливневые осадки, смерчи, тайфуны) путем активного воздействий на метеорологические процессы; образование
искусственных осадков в засушливых районах; осуществление мониторинга различной направленности - состояния магистралей, водной и земной поверхностей, метеорологической и
экологической обстановки, обстановки в зонах катастроф природного и техногенного характера. Кроме того, комплекс способен проводить воздушную обработку сельхозугодий с целью
ликвидации сорняков, болезней растений, различных вредителей, повышения плодородия почвы в соответствии с современными агротехническими и экологическими требованиями, а также
оперативно и всесезонно доставлять грузы в труднодоступные и отдаленные районы.
В состав МАК "Нарт" входят беспилотные летательные аппараты (БЛА) А-03, средства обеспечения старта БЛА, наземный пункт управления подготовкой к полету и полетом БЛА (НПУ),
автоматизированная система мониторинга и управления активными воздействиями (АСУ АВ) на метеорологические процессы, средства обеспечения функционирования комплекса.
Принцип применения комплекса "Нарт" при использовании его в варианте воздействия на состояние погоды заключается в следующем. С получением прогнозных данных о возможности
появления облачного фронта с опасным потенциалом, автоматизированная метеорологическая система АСУ АВ начинает сканирование воздушного пространства с помощью метеорадиолокатора.
После обнаружения фронт сопровождается, оценивается степень его опасности, определяются возможные пространственно-временные координаты района образования катастрофических погодных
явлений, которые поступают в НПУ для формирования программы полета беспилотным аппаратом и занесения ее в бортовую систему управления БЛА при подготовке его к вылету. По команде с
наземного пункта управления БЛА стартует и выполняет полет по заданной программе, которая, при необходимости, корректируется с НПУ командами по радиоканалу.
В заданной пространственной точке в установленное время БЛА сбрасывает кассеты, из которых выстреливаются миниракеты с реагентом, распыляемым по трассам полета ракет на дальности
до 3,5 км. Реагент вызывает преждевременное выпадение осадков и, тем самым, предотвращается развитие неблагоприятных погодных явлений до катастрофического масштаба. После
выполнения задания БЛА выходит в заданный район, выполняет посадку и эвакуируется с помощью транспортировочной машины на техническую позицию комплекса для подготовки к очередному
вылету или хранению.
Комплекс "Нарт" обеспечивает выполнение задач в зоне радиусом 300-350 км. Он может исполняться в стационарном (все составные части размещаются в промышленном модуле типа
"Кисловодск", размещаемом в центре зоны) и мобильном (на автомобилях "КамАЗ") вариантах.
По мнению разработчиков, подтверждаемого специалистами, при формировании на основе МАК "Нарт" единой сети и ее информационном обеспечении на территории страны может быть создана не
имеющая в настоящее время мировых аналогов многофункциональная информационно-транспортная система (МИТС), способная решать широкий круг задач в интересах Федеральных ведомств
(Росгидромета, МЧС, Министерства природных ресурсов, силовых ведомств и т.д.), региональных служб и отдельных компаний.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
А-03 |
Размах крыльев, м |
9.00 |
Длина, м |
5.20 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого |
|
максимальная взлетная |
350-1100 |
Тип двигателя |
2 ПД РПД-317 |
Мощность, л.с. |
2 х 90 |
Максимальная скорость, км/ч |
450 |
Крейсерская скорость, км/ч |
150-350 |
Радиус действия, км |
300 |
Продолжительность полета, ч |
50 |
Практический потолок, м |
8000 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
А-03 на выставке UVS-TECH 2009 |
|
Уголок неба. 2009
|