Первый БПЛА "ОКО-1" был создан в КБ "Взлет" в 1997 г. Он положил начало уникальному семейству микроаппаратов различного назначения.
Итогом стало создание БПЛА А-3 "Ремез",который вышел на испытания в 1999 г. При массе 9 кг БПЛА А-3"Ремез" имеет радиус действия 5-20 км и продолжительность полета 2 часа.
Полезная нагрузка аппарата - видеокамера и система передачи данных в реальном масштабе времени. Разработка БПЛА А-3 "Ремез" была начата в КБ "Взлет" в 1997 году. Была поставлена задача создать средство для решения целого ряда задач:
-
обнаружения различных объектов на местности и определения их координат (привязка к карте);
-
патрулирование протяженных или площадных объектов;
-
имитация воздушной цели в целях боевой подготовки расчетов противовоздушной обороны;
-
разведки районов лесных и торфяных пожаров, крупных техногенных катастроф;
-
экологический мониторинг.
При этом требовалось обеспечить пригодность комплекса к скрытному развертыванию пешим порядком без использования транспортных средств. Это определило предельно малые размеры
летательного аппарата и наземного оборудования. В состав комплекса были включены БПЛА и наземный комплекс оборудования. Все элементы комплекса в транспортировочном состоянии
упаковываются в три контейнера массой не более 15 кг каждый. Размеры контейнеров 1х0,4х0,4 м. В рамках работы над комплексом были созданы экспериментальные ДПЛА были созданы
"ОКО-1" и "Синица-2". Испытания первого были начаты в сентябре 1997 г. В 1998 г. было начато проектирование БПЛА А-3 "Ремез". Малые размеры аппарата были определены оригинальной
компоновкой. БПЛА А-3 "Ремез" был скомпонован по схеме "утка" с коротким фюзеляжем в виде эллиптического тела вращения и толкающим воздушным винтом, установленным в кольце.
Выбранная аэродинамическая схема и силовая установка на основе поршневого двигателя Д-23 мощностью 2,5 л.с. обеспечивают аппарату широкий диапазон скоростей, обеспечивающий как
оперативное достижение района патрулирования, но и максимально продолжительное патрулирование в заданном районе. Кроме того, схема "утка" в случае выхода на критические углы атаки
имеет свойство не сваливаться в штопор, а опускать ном и переходить в снижение. Конструкция БПЛА выполнена из стеклопластика с силовым набором из алюминиевых сплавов. Она
приспособлена к изготовлению без применения сложного и дорогого технологического оборудования с минимальными затратами. Вместе с тем благодаря применению качественных материалов и
проверенных практикой технологических приемов обеспечен высокий ресурс, достаточная прочность и ремонтопригодность изделия.
Схема членения изделия выбрана так, что он может укладываться в разобранном состоянии в контейнер минимальных размеров. При этом для сборки машины на месте применения требуется
минимальное время, и только универсальный инструмент. Силовая установка состоит из одного поршневого двигателя. Особенностью силовой установки БПЛА является винто-кольцевой
движитель. Применение специально спрофилированного кольца не только повышает тягу силовой установки, но и обеспечивает безопасность персонала в момент запуска двигателя,
предохраняя руки от попадания в диск винта. Четырехлопастный толкающий воздушный винт выполнен из пластика с металлической ступицей. Он позволяет регулировать углы установки
лопастей на земле в зависимости от условий применения.
Все оборудование и силовая установка размещены удобно и доступно. Приборный отсек (в нем также установлен топливный бак) закрыт единой съемной панелью на всю его длину. Отсек
силовой установки закрыт съемным капотом. Благодаря использованию богатого практического опыта, накопленного при создании и испытаниях экспериментальных аппаратов "ОКО" и "Синица"
и тщательной объемно-весовой компоновке нового изделия, удалось получить предельно малые размеры и массу БПЛА А-3 "Ремез".
Расчет для управления одним БПЛА состоит из двух человек. Управление БПЛА осуществляется как по командам оператора, так и в автоматическом режиме. При этом точное текущее
местоположение ЛА и параметры его траектории выдаются приемником GPS-35 спутниковой системы навигации NAVSTAR. Изображение, снимаемое бортовой видеокамерой, передается на пункт
управления в реальном масштабе времени. Навигационная обстановка выводится на монитор компьютера, а видеоизображение - на малогабаритный монохромный индикатор. Посадка аппарата
выполняется на колесное шасси на месте старта. На опытном производстве КБ "Взлет" была построена опытная серия из двух БПЛА А-3 "Ремез" (вместе с наземным пунктом управления они
составляют полноценный боевой комплекс). В 1998 г. были начаты его летно-конструкторские испытания, которые показали перспективность тематики. В 2001 г. была начата работа по
созданию универсальной модификации БПЛА А-3 "Ремез-У". Новый аппарат может поставляться в нескольких вариантах. К задачам, которые мог решать базовый вариант БПЛА, добавился сброс
малогабаритных грузов в заданном районе. Еще одним важным новшеством, которое получил ДПЛА "Ремез-3У", является возможность применения старта с катапульты. Для этого применяется
катапульта из состава комплекса "Альбатрос-4К" (см. ниже). Возможен также взлет с колесного шасси. Для этого требуется лишь незначительная доработка машины.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
А-3 |
Размах крыла, м |
2.00 |
Длина, м |
0.78 |
Высота, м |
|
Масса, кг |
|
пустого |
|
максимальная взлетная |
10.0 |
полезной нагрузки |
3.0 |
топлива |
1.50 |
Тип двигателя |
1 ЭД |
Мощность, кВт |
1 х 1.85 |
Крейсерская скорость, км/ч |
60-125 |
Практическая дальность, км |
|
Радиус действия, км |
20-30 |
Продолжительность полета, ч |
2 |
Практический потолок, м |
|
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2010
|