Проектирование БПЛА А-4 "Альбатрос" было начато в 1998 г. Была поставлена задача увеличить радиус действия нового
БПЛА по сравнению с аппаратами типа "Ремез" в 4 раза, т.е. до 20 км. Для этого потребовалось не только увеличить размеры аппарата, но и применить новые, более мощные радиоканалы
управления и передачи видеоизображения.
Состав комплекса "Альбатрос-4" в базовой конфигурации остался таким же, как и комплекса "Ремез-3". Сами же БПЛА и все оборудование претерпели значительные изменения.
Для БПЛА A-4 "Альбатрос" была выбрана классическая аэродинамическая схема свободнонесущего моноплана с толкающим винтом. Крыло большого удлинения обеспечивает
высокое аэродинамическое качество и достаточные характеристики устойчивости самолета как с работающим, так и с остановленным двигателем. Крыло нового БПЛА получило закрылки, что
улучшило взлетные характеристики аппарата. Конструкция и технология изготовления БПЛА "Альбатрос" и "Ремез" имеет много общего. Используются хорошо зарекомендовавшие себя и
проверенные практикой решения. Взлет БПЛА А-4 "Альбатрос" производится с колесного шасси. Для этого требуется ровная площадка длиной около 75 м (например, прямой участок шоссе).
Возможен и старт с катапульты, при невозможности использовать колёсный старт. Полет выполняется по командам оператора (в ручном режиме) и полностью в автоматическом, при этом
текущее местоположение и параметры траектории аппарата определяются приемником GPS-35 и передаются на монитор ПК, входящий в наземный комплекс. управления.
В полете вне видимости аппарата оператор получает изображение с малогабаритной видеокамеры, жестко установленной вперед по полету. Курсовая видеокамера способна
работать при низком уровне освещенности, например, в сумерках. Устойчивость ЛА при выполнении маневров и в полете в неспокойном воздухе обеспечивается пилотажно - навигационным
комплексом ПНК "ВЗЛЁТ".
Для наблюдения местности имеется видеокамера со сменными объективами. Видеокамера установлена на качающейся платформе, способной отклоняться в двух плоскостях по
командам оператора. Это позволяет осматривать объекты в стороне от траектории полета без изменения курса или сопровождать выбранную цель в пределах видимости.
Новшеством является парашютная система посадки с принудительным выбросом купола. Выпуск парашюта производится по команде оператора в месте посадки. При аварийной
остановке двигателя, при отказе электопитания, при превышении максимальной и мнимальной высоты полёта выпуск парашюта производится автоматически, при этом координаты места
вынужденной посадки передаются на монитор оператора. Применение парашютной системы посадки позволило не только обеспечить надежное спасение аппарата в аварийной ситуации, но и
упростить его эксплуатацию.
Испытания БПЛА "Ремез" и "Альбатрос" с посадкой на колесное шасси показали сложность этого элемента полета и необходимость высокой квалификации пилота.
Летно-конструкторские испытания комплекса БПЛА А-4 "Альбатрос" были начаты в мае 2000 г. Была продемонстрирована возможность нормальной эксплуатации БПЛА в различных
климатических и географических зонах, в т.ч. в условиях жаркого климата и высокогорья. Проводились полеты при высоте точки старта 2200 м над уровнем моря и при температуре
наружного воздуха +37 град С.
Еще одним направлением совершенствования базовой модели БПЛА "Альбатрос" является установка новой системы управления, реализующей полностью автономный полет по
заданному замкнутому или криволинейному маршруту на базе высокопроизводительной ЦВМ и инерциально-измерительного блока. Проводятся работы по снижению влияния внешних и внутренних
помех на устойчивость работы системы управления и рулевых приводов. В рамках работы по этой тематике был построен опытный образец БПЛА А-4К "Альбатрос", летно-конструкторские
испытания которого были успешно начаты 12 декабря 2001 г. Кроме перечисленного, на новом ЛА исследовалась возможность применения малогабаритных фотоаппаратов для топографической
съемки с борта БПЛА. Испытания БПЛА А-4К "Альбатрос" продолжаются.
Конструкторское бюро "Взлет" ведет проектирование ряда перспективных модификаций базового комплекса, в том числе БПЛА А-5 "ОРЛАН" с повышенной высотностью и
надёжностью, который оснащается уже двумя двигателями. Исследуется возможность установки на БПЛА А-5 "Орлан" нового оборудования - инфракрасного сканера (тепловизора), панорамного
аэрофотоаппарата или радиопеленгатора средств связи.
Имеется возможность последовательной модернизации аппаратов, выпущенных в базовой комплектации.
Эксплуатация опытной серии БПЛА А-4 "Альбатрос" подтвердила высокую ремонтопригодность аппарата и возможность установки на нем нового оборудования.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
А-4К |
Размах крыла, м |
2.475 |
Длина, м |
1.425 |
Высота, м |
|
Масса, кг |
|
пустого |
|
максимальная взлетная |
23.0 |
полезной нагрузки |
3.0 |
топлива |
2.00 |
Тип двигателя |
1 ЭД |
Мощность, кВт |
1 х 2.3 |
Крейсерская скорость, км/ч |
58-105 |
Практическая дальность, км |
|
Радиус действия, км |
5-20 |
Продолжительность полета, ч |
2 |
Практический потолок, м |
|
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2010
|