ADM-160 MALD - БПЛа- постановщик помех, разработанный
американской фирмой Teledyne Ryan Aeronautical.
БПЛА MALD (Miniature Air-Launched Decoy) -
малогабаритный запускаемый с
самолета постановщик помех
разрабатывалась в рамках программы MALD
демонстратор перспективной
технологии (MALD Advanced Concept Technology Demonstration)
DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency). Цель программы: создать
малогабаритный, недорогой
постановщик помех одноразового
использования для снижения потерь
своих самолетов и помощи в достижении
господства в воздухе с помощью
введения в заблуждение наземных и
воздушных систем ПВО противника. Основная задача программы
ACTD:
создать БПЛа- постановщик помех со
стоимостью массового производства
менее $30,000. Этот проект является прямым
следствием другой программы DARPA - Small
Engine Advanced Program (SENGAP)- программы создания
перспективного малогабаритного
двигателя.
В результате работ по
программе SENGAP был создан миниатюрный реактивный двигатель с тягой
22.7 кгс, получивший обозначение TJ-50. Для снижения риска при разработке БПЛА MALD, двигатель TJ-50 был
интегрирован со съемной частью
моторного отсека фюзеляжа. Были
проведены тесты для проверки режимов
работы двигателя на разных высотах. MALD проектировался в соответствии с
требованиями командования ВВС США для
БПЛА - постановщика помех (Mission Need Statement
329-92). DARPA, используя Центр авиационных
систем ВВС (ASC AF) как своего агента,
объявила открытый конкурс на лучший
проект недорогого, малогабаритного
постановщика помех, воздушного
базирования. Победу в конкурсе
одержала фирма Teledyne Ryan Aeronautical (TRA).
Контракт был подписан в ноябре 1999 года,
срок разработки - около 27 месяцев. TRA
работала над проектом совместно с
фирмами: Sunstrand Corporation - 6-ти дюймовые
турбореактивные двигатели TJ-50, Northrop
Grumman - электронное оборудование, General
Dynamics Electronics [GDE] Corporation - программное
обеспечение для планирования
маршрута полета БПЛА и Lockheed Martin -
интеграция с самолетом-носителем F-16.
Основные цели.
Основные цели программы ACTD:
проектирование, изготовление и
испытание БПЛА MALD, анализ и
планирование производства,
разработка концепции оперативного и
тактического применения. Для
проведения всесторонних испытаний
центру авиационных систем ВВС было
передано 32 БПЛА.
Основное назначение БПЛА MALD:
активизирование вражеских систем ПВО
с целью определения их
месторасположения для последующего
поражения их высокоскоростными
потиворадиолокационными ракетами HARM,
провоцирование пусков ракет по БПЛА
MALD и насыщение вражеской системы ПВО
ложными целями. Имитация боевого
применения БПЛА MALD показала, что его
использование позволит значительно
снизить потери самолетов, при
подавлении ПВО противника.
Способ применения: запуск с
самолета-носителя до входа в зону ПВО
противника. После запуска БПЛА
совершает полет в автономном режиме
без осуществления связи с самолетом-носителем
и наземными станциями. Самолет-носитель:
F-16, в перспективе - F-15, A/F-18, F-22, B-1B, JSF.
БПЛА выполнен по нормальной
аэродинамической схеме со
среднерасположенным стреловидным
крылом. В транспортном положении
крыло полуутоплено в фюзеляже.
Фюзеляж типа монокок, хвостовое
оперение - двухкилевое. Крыло, фюзеляж и хвостовое оперение
изготовлены из композитных
материалов. Двигатель установлен в
хвостовом отсеке. Воздухозаборник
расположен снизу фюзеляжа.
Применение хорошо отработанных и
дешевых коммерческих технологий
позволяет снизить цену БПЛА при
массовом производстве до $30000.
Применение коммерческих
технологий в БПЛА MALD:
1. Авионика и электрическая
подсистема:
-
стандарт PC/104 (недорогие платы
расширения, модульная открытая
архитектура)
-
модули ввода-вывода, приемник GPS,
процессор COTS, IMU
-
общая стоимость $11000.
2. Планер:
3. Силовая установка:
-
простая конструкция с малым
количеством сборочных единиц (основных
частей 8, сборочных единиц 20)
-
коммерческие поставщики
комплектующих
-
общая стоимость $8500.
4. Полезная нагрузка:
Первый испытательный полет
постановщик помех MALD совершил 09.01.1999.
Запуск был произведен на высоте 6100
метров, скорости 850 км/час с самолета
F-16 416-ой испытательной эскадрильи,
авиабаза ВВС Эдвардс, Калифорния. Цели
полета - проверка безопасного
отделения аппарата от самолета-носителя,
запуска двигателя и основных
параметров полета в автономном режиме.
После отделения БПЛА летел на высоте
6000 метров со скоростью 0.75М.
Западные аналитики считают, что
система MALD может полностью
удовлетворить тактические
потребности ВВС и ВМФ США в
радиолокационной ловушке и снизить
потери самолетов при нанесении ударов
по целям, прикрытых мощной системой
ПВО.
В настоящее время вопрос о принятии
на вооружении системы MALD решается
командованием ВВС США. В случае
положительного решения ожидается
заказ на производство 1500 экземпляров
малогабаритного постановщика помех.
Малые масса и размер, низкая
стоимость большое число самолетов-носителей
и вариантов оснащения позволяют в
будущем использовать этот БПЛА в
различных целях:
-
Подавление ПВО
-
Дешевая система обороны от крылатых
ракет
-
Дешевая автономная атакующая
система
-
Нарушение работы систем связи и
управления
-
Дешевая одноразовая воздушная
мишень
-
Средство доставки различных
приборов радиоэлектронной разведки
-
Получение разведывательной
информации
Teledyne Ryan Aeronautical заключила контракт на
разработку на базе БПЛА MALD
малогабаритного перехватчика
крылатых ракет MALI.
ВВС США провели испытания модифицированной ракеты-обманки ADM-160 MALD-X (или MALD-J). Доработанная ракета
получила системы наблюдения и передачи данных, благодаря которым она может вести разведку территории противника.
Ракета MALD была разработана по заказу ВВС и ВМС США в середине 1990-х годов. Она представляет собой реактивный снаряд длиной 2,8 метра с размахом
полностью разложенного крыла 1,7 метра. Масса MALD составляет 115 килограммов. Она может развивать скорость до 0,9 числа Маха, а дальность ее полета
составляет около 900 километров.
На борту ракеты установлены несколько излучателей, работающих одновременно
на нескольких частотах. Благодаря изменению мощности и количества задействованных излучателей ракета может "обманывать"
радиолокационные радары противника, которые будут «видеть» вместо небольшого снаряда какой-либо крупный объект.
В целом ракета-обманка может имитировать различные типы воздушных целей от небольшого легкого истребителя до крупного транспортного самолета. MALD может
быть использована как для «обмана» наземных радиолокационных станций, так и в качестве ложной цели для ракет с радиолокационными головками
самонаведения.
Предполагается, что модифицированные ракеты MALD-X можно будет использовать для отвлечения
внимания противника с попутным проведением разведки.