Достаточно долгое время в тени своих больших турбореактивных "собратьев"
оставались весьма интересные, наводящие на массу размышлений, изделия румынской
фирмы "ARCA Space Corporation" - семейство БПЛА "AirStrato". В данный момент
программа предусматривает разработку и доводку двух беспилотных летательных
аппаратов, отличающихся размерами и основными ТТХ: "AirStrato Pioneer" и "AirStrato
Explorer" . Опытные образцы находятся на стадии лётных испытаний и доводки систем
управления и навигации.
Основной упор разработчиков сделан на максимально возможное увеличение ЛТХ
беспилотников, что при условии оснащения "AirStrato" винтомоторными
электрическими установками при питании от солнечных батарей, является очень
непростой задачей. Электровинтовая силовая установка на больших летательных
аппаратах по-прежнему остаётся "экзотическим" решением, реализация которого
связана со множеством проблем эффективности тяги винта в верхних слоях
атмосферы.
При полёте в условиях разряжённой стратосферы (более 12200 м) эффективность
винтов резко падает, из-за чего для поддержания нормального полёта крупного ЛА
необходимо прибегать к увеличению количества винтов и электродвигателей для
достижения хороших тягловых показателей; при этом масса аппарата должна
сохраняться очень небольшой, а жёсткость конструкции позволять выдерживать
порывы воздушного потока и турбулентность атмосферы. Для реализации таких
возможностей планер самолётов должен быть изготовлен из сверхлёгких и прочных
композитов.
Электрические двигатели имеют ряд преимуществ перед турбовинтовыми и
турбореактивными, главным из которых является относительно одинаковый расход
электрической энергии аккумуляторов независимо от высоты полёта. Силовая
установка "Пионера" сейчас представлена 6 электродвигателями "Robbe
8085/10" тягой по 20 кгс каждый. Данные двигатели опытных образцов в данный
момент используют лишь аккумуляторную энергию, а оснащение солнечными панелями
мощностью 1,8 кВт ещё предстоит.
БПЛА "Пионер", при весе 170 кг, имеет одинаковую длину фюзеляжа – 7 м, при этом
размах и площадь его крыла на 26% меньше, чем у "Эксплорера": 12 м и 13,8 м2
против 16 м и 19,2 м2 соответственно. Оснащённое элеронами крыло также имеет
компактные встроенные мотогондолы с электродвигателями вращающими толкающие
винты; мотогондолы утоплены в крыльевое пространство и не создают
аэродинамического сопротивления. При этом пустой вес "Пионера" - всего 170 кг,
со снаряжением – 200 кг, а "Эксплорера" 185 и 230 кг соответственно.
. Расчётный практический потолок "Пионера" составляет около 8500 метров, крейсерская
скорость порядка 100 км/ч, Учитывая, что аппарат
может находится в воздухе в течении 12, а также время
на подъём до практического потолка, радиус его действия будет составлять 400 км
…за счёт дальнейшей оптимизации зарядки аккумуляторов эти цифры могут возрасти
вдвое.
Аппарат может применятся для ведения региональной разведки в радиусе
более 1000 км. При этом, в отличии от таких махин как RQ-4, им не нужны
специально подготовленные километровые ВПП аэродромов для взлёта и посадки.
Взлёт осуществляется с помощью проектируемой мощной пневматической катапульты, а
посадка – на лёгкое трёхстоечное шасси с помощью небольшого тормозного парашюта.
Запуск и посадка может производиться на небольших вертолётоносцах,
неподготовленных наземных участках, и, по всей вероятности, даже на
подготовленной палубе небольших торговых контейнеровозов и барж.
Отдельным моментом является невысокая стоимость изделий: "AirStrato
Pioneer" с катапультой и автоматизированным пультом управления стоит порядка 115
тыс. долларов, поэтому закупить такой дрон сможет любое войсковое формирование и
даже не в одном экземпляре.