Высотные автономные
летательные аппараты High Altitude Pseudo Satellites (HAPS) являются
чем-то вроде промежуточного звена между искусственными спутниками и
обычными беспилотниками. Эти аппараты способны подниматься практически к
границе между космосом и земной атмосферой, действуя на большой высоте,
как коммуникационные релейные станции, станции наблюдения и
экологического мониторинга. Аппараты типа HAPS за несколько последних
лет уже неоднократно поднимались в небеса. Аппарат Zephyr в 2010 году
стал рекордсменом по высоте и длительности полета, а, начиная с 2014
года в воздухе неоднократно побывали аппараты серии Airbus Perlan и
Perlan II.
Помимо перечисленных выше
аппаратов свою лепту в дело "освоения" верхних слоев атмосферы внесла
компания Facebook со своим аппаратом Aquila и Европейское космическое
агентство. А недавно в эту гонку включилась компания под названием UAVOS
(проект был основан в Швейцарии, базируется в
Силиконовой долине и финансируется российской компанией CB INVEST),
которая успешно провела испытательный полет HAPS-аппарата на солнечной
энергии, крылья которого могут динамически менять свою форму,
адаптируясь к переменам условий, в которых проходит полет в каждый
момент времени.
Конструкция аппарата
ApusDuo изготовлена преимущественно из легкого углеродистого волокна.
Его два параллельных длинных крыла связаны друг с другом тремя
распорками. Энергия, необходимая для функционирования этого аппарата,
поставляется от солнечных батарей, расположенных на поверхности крыльев,
а управляет всем этим небольшой бортовой компьютер. На этот же компьютер
поступает масса информации о ветре, погодных условиях и он, компьютер,
управляет изменением формы крыльев так, что они обеспечивают
максимальную эффективность полета в текущих условиях. Кроме этого,
бортовой компьютер управляет взлетом и посадкой, которые проводятся
полностью в автоматическом режиме.
Нынешний опытный образец
аппарата ApusDuo имеет размах крыльев в 15 метров
(в полноценной версии ApusDuo будет иметь размах крыльев до 28 м),
а весит он, при этом, всего 21 килограммов
и может нести 2 кг полезной нагрузки. Не так давно время налета
этого аппарата "перешагнуло" 1000 часов, однако, большая часть полетов
проводилась на высоте порядка 20 метров (расчетная
высота полетов ApusDuo почти в восемьсот раз больше – его будут
эксплуатировать на высоте 15 000 метров). Тем не менее, эти
полеты показали, что гибкие крылья аппарата, способные изменять
геометрию, позволят ему летать даже в условиях сильного ветра. Это же, в
свою очередь, позволит аппарату летать в более северных широтах, где
сильные ветра являются достаточно обыденным делом.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
ApusDuo |
Размах крыла, м |
15.00 |
Длина самолета, м |
|
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого |
21 |
максимальная взлетная |
23 |
Тип двигателя |
1 ЭД |
Тяга, кН |
1 х |
Крейсерская скорость, км/ч |
|
на уровне моря |
29 |
на высоте 15000 м |
97 |
Дальность полета, км |
|
Продолжительность полета, ч |
|
Практический потолок, м |
15000 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|