Уголок неба ¦ Ryan AQM-91 Compass Arrow

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная беспилотные аппараты
   AQM-91 Compass Arrow
       
Разработчик: Ryan
Страна: США
Первый полет: 1970
Тип: Высотный разведывательный БПЛА
  ЛТХ     Доп. информация
   


AQM-91 Compass Arrow -  высотный малозаметный разведывательный БПЛА, разработанный американской фирмой Teledyne Ryan Aeronautical. Compass Arrow (Firefly Model 154) - первый представитель второго поколения БПЛА, был спроектирован как высотный малозаметный разведывательный БПЛА. Он летал на высотах до 24400 м. Дальность автономного полета достигала 3700 км.

Первоначально в ЦРУ решили сделать ставку на разработанный в Lockheed высокоскоростной дрон D-21, по проекту за счёт скорости и высоты неуязвимый для китайского ПВО, да и именно таким видел развитие самолётов-разведчиков "Келли" Джонсон, который работал над проектами быстрых беспилотных самолётов с начала 50-х годов. Но в реальной эксплуатации D-21 показал себя не очень хорошо. Его вылеты постоянно преследовали неудачи, а их результаты разведчиков совсем не радовали. Тогда было решено подойти к проблеме с другой стороны, создав дозвуковой дрон-разведчик.

К работе над этой программой была привлечена фирма Teledyne-Ryan. В своём проекте Compass Arrow они поставили цель достичь высокого уровня незаметности в радиодиапазоне. В разведчике AQM-91 (внутреннее обозначение Model 154) они применили уже имевшийся у них опыт работы со стелс, полученный в середине 60-х во время сотрудничества с DARPA. В его ходе Ryan модифицировала несколько своих дронов-мишеней по технологии снижения заметности и успешно испытала их как против американских систем ПВО, так и против советских трофейных зенитных комплексов.

Снижение заметности достигалось специальной формой самолёта, экранировкой двигателя фюзеляжем и крылом, радиопоглощающим покрытием и широким использованием в конструкции пластика; кроме того, особое внимание было уделено экранированию излучения от электроники дрона и снижению его тепловой заметности. Первые же испытания полноразмерной модели показали, что в целом приложенные усилия оправдали себя, и удалось достичь серьёзного снижения ЭПР. Это, а также больший опыт Teledyne-Ryan в разработке беспилотных систем позволили им достаточно быстро перейти от стадии проектирования к испытаниям.

Для навигации в полете использовалась инерциальная навигационная система и бортовой компьютер. Всего было изготовлено 28 единиц. Однако, после сближения США с Китаем в начале 70-х годов ХХ-го века, разведывательные полеты над Китаем были прекращены и разведчики Compass Arrow больше не использовались.

Compass Arrow выполнен по обычной аэродинамической схеме с низкорасположенным стреловидным крылом. Хвостовое оперение состоит из горизонтального стабилизатора на законцовках которого установлены с наклоном к продольной оси фюзеляжа два киля с рулями направления. Фюзеляж - типа полумонокок. Двигатель расположен над фюзеляжем.

В 1968 году в условиях строжайшей секретности начались лётные испытания Compass Arrow, получившего у испытателей неофициальное наименование Firefly. В их ходе отрабатывался запуск и возврат беспилотника с помощью самолётов и вертолётов, исследовались его стелс-возможности в реальном полёте. Несмотря на все предосторожности, в 1969 году один из прототипов упал на незакрытой территории Лос-Аламосского ядерного исследовательского центра, и его снимки быстро попали в прессу.

В 1971 году начались испытания обоих дронов. Проект Boeing был дешевле и надёжнее своего конкурента, что и стало решающим доводом в выборе ЦРУ и ВВС, которые также проявили большой интерес и к Compass Cope, и к Compass Arrow. AQM-91 в то же время почти полностью завершил испытания, даже начался выпуск серийных машин, но из-за потепления отношений между США и Китаем было принято решение отказаться от разведывательных полётов над китайской территорией в пользу новейших спутников-шпионов и перенести финансирование на расширение орбитальной группировки KH-9 Hexagon.

Выделение денег со стороны ЦРУ на Compass Arrow и Compass Cope прекратилось, а ВВС, в свою очередь, финансировать их в одиночку не могли. Compass Arrow была закрыта в 1973 году, работы над более дешёвым Compass Cope продолжались до 1977 года.





 ЛТХ:
Модификация   AQM-91A
Размах крыла, м   14.50
Длина, м   10.40
Масса, кг   2381
Тип двигателя   1 ТРД General Electric J97-GE-3
Тяга, кгс   1 х
Максимальная скорость, км/ч   890
Дальность полета, км   3700
Практический потолок, м   24400


 Доп. информация :


  Фотографии:

 AQM-91A
 AQM-91A
 AQM-91A
 AQM-91A
 AQM-91A
 AQM-91A под крылом DC-130
 AQM-91A под крылом DC-130
 AQM-91A

  Схемы:

 AQM-91A

 



 

Список источников:

Warspot.ru. Юрий Кужелев. Ещё не триумф, но успех
Designation-systems.net. Teledyne Ryan AQM-91 Firefly
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Teledyne Ryan AQM-91 Compass Arrow


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: