AQM-91 Compass Arrow - высотный малозаметный разведывательный БПЛА, разработанный
американской фирмой Teledyne Ryan Aeronautical. Compass Arrow (Firefly Model 154) - первый
представитель второго поколения БПЛА,
был спроектирован как высотный
малозаметный разведывательный БПЛА.
Он летал на высотах до 24400 м. Дальность
автономного полета достигала 3700 км.
Первоначально в ЦРУ решили сделать ставку на разработанный в Lockheed высокоскоростной дрон D-21, по
проекту за счёт скорости и высоты неуязвимый для китайского ПВО, да и именно таким видел развитие самолётов-разведчиков "Келли" Джонсон, который работал
над проектами быстрых беспилотных самолётов с начала 50-х годов. Но в реальной эксплуатации D-21 показал себя не очень хорошо. Его вылеты постоянно
преследовали неудачи, а их результаты разведчиков совсем не радовали. Тогда было решено подойти к проблеме с другой стороны, создав дозвуковой
дрон-разведчик.
К работе над этой программой была привлечена фирма Teledyne-Ryan. В своём проекте Compass
Arrow они поставили цель достичь высокого уровня незаметности в радиодиапазоне. В разведчике AQM-91 (внутреннее обозначение Model 154) они применили уже
имевшийся у них опыт работы со стелс, полученный в середине 60-х во время сотрудничества с DARPA. В его ходе Ryan модифицировала несколько своих
дронов-мишеней по технологии снижения заметности и успешно испытала их как против американских систем ПВО, так и против советских трофейных зенитных
комплексов.
Снижение заметности достигалось специальной формой самолёта, экранировкой двигателя фюзеляжем и
крылом, радиопоглощающим покрытием и широким использованием в конструкции пластика; кроме того, особое внимание было уделено экранированию излучения от
электроники дрона и снижению его тепловой заметности. Первые же испытания полноразмерной модели показали, что в целом приложенные усилия оправдали себя,
и удалось достичь серьёзного снижения ЭПР. Это, а также больший опыт Teledyne-Ryan в разработке беспилотных систем позволили им достаточно быстро
перейти от стадии проектирования к испытаниям.
Для навигации в полете использовалась
инерциальная навигационная система и
бортовой компьютер. Всего было
изготовлено 28 единиц. Однако, после
сближения США с Китаем в начале 70-х
годов ХХ-го века, разведывательные
полеты над Китаем были прекращены и
разведчики Compass Arrow больше не
использовались.
Compass Arrow выполнен по обычной
аэродинамической схеме с
низкорасположенным стреловидным
крылом. Хвостовое оперение состоит из
горизонтального стабилизатора на
законцовках которого установлены с
наклоном к продольной оси фюзеляжа
два киля с рулями направления. Фюзеляж
- типа полумонокок. Двигатель расположен над фюзеляжем.
В 1968 году в условиях строжайшей секретности
начались лётные испытания Compass Arrow, получившего у испытателей неофициальное наименование Firefly. В их ходе отрабатывался запуск и возврат
беспилотника с помощью самолётов и вертолётов, исследовались его стелс-возможности в реальном полёте. Несмотря на все предосторожности, в 1969 году один
из прототипов упал на незакрытой территории Лос-Аламосского ядерного исследовательского центра, и его снимки быстро попали в прессу.
В 1971 году начались испытания обоих дронов. Проект Boeing был дешевле и надёжнее своего конкурента, что и стало решающим доводом в выборе ЦРУ и ВВС,
которые также проявили большой интерес и к Compass Cope, и к Compass Arrow. AQM-91 в то же время почти полностью завершил испытания, даже начался выпуск
серийных машин, но из-за потепления отношений между США и Китаем было принято решение отказаться от разведывательных полётов над китайской территорией в
пользу новейших спутников-шпионов и перенести финансирование на расширение орбитальной группировки KH-9 Hexagon.
Выделение денег со стороны ЦРУ на Compass Arrow и Compass Cope прекратилось, а ВВС, в свою очередь, финансировать их в одиночку не могли. Compass Arrow
была закрыта в 1973 году, работы над более дешёвым Compass Cope продолжались до 1977 года.