История этого удивительного
самолёта началась в середине 1942 года, когда положение итальянской армии и
флота на всех фронтах было близким к катастрофическим. Нельзя сказать, что
пилоты Regia Aeronautica плохо воевали или техника у них была никуда не годной -
как раз наоборот, вот только тактика их применения не отличалась особой
гибкостью. В это же время итальянские конструкторы прилагали огромные усилия,
чтобы обеспечить своим лётчикам превосходство в воздухе. За 1941-1944 гг. в
Италии было создано немало отличных боевых машин, часть из которых вообще имела
мало аналогов в мировом авиастроении. Взять к примеру штурмовой планер Avia
PM.02, серию двухбалочных дальних истребителей SM.91 \ SM.92 или реактивный
истребитель Re.2007, который хотя и не был достроен, но имел большие
перспективы. К этому ряду самолётов можно отнести и радиоуправляемый
бомбардировщик Aeronautica Lombarda A.R.
Его появление было совсем не случайным и носило далеко не инициативный характер.
Как уже говорилось, в 1942 году положение Италии серьёзно изменилось в худшую
сторону. Особо чувствительными были потери в бомбардировочной и торпедоносной
авиации, так как ввод в строй новейших самолётов с высокими характеристиками
задерживался и летать приходилось на имеющейся техники. В этой связи возникла
идея использовать бомбардировщики как беспилотные носители бомбового оружия.
Сама мысль была далеко не новой - в 1941 году в СССР подобным образом пытались
использовать ТБ-3, но тогда больших успехов достичь не удалось. Вряд ли
итальянцы знали о работах проводимых в Советском Союзе, но пошли они тем же
путем. Первая попытка применения радиоуправляемого бомбардировщика произошла 23
августа 1942 года, когда одиночный SM.79 без экипажа был послан на бомбардировку
кораблей союзников у берегов Алжира. Положительный результат этого вылета свелся
к тому, что руководство ВВС отказалось от дальнейших попыток приспособить под
эти цели тяжелые многомоторные самолёты, поскольку это дорого и неэкономично с
любой точки зрения. Взамен этого был потребован специализированный недорогой
самолёт, что было подтверждено спецификацией на радиоуправляемый бомбардировщик
выданной в ноябре 1942 года. На проведение проектных работ, постройку прототипа
и ещё 5 предсерийных образцов (серийные номера 75576 - 75581) выделили 4.200.000
лир. Проектирование самолёта поручили специалистам из фирмы Aeronautica
Lombarda. Главным инженером проекта был Анжело Стефанутти, который предложил
создать самолёт максимально простой конструкции для постройки которого не
требовались бы стратегически важные материалы, а самое главное, чтобы он был
прост в изготовлении и мог производиться большими партиями. Практическую часть
по постройке самолёта доверили инженерам Эрмененджильдо Прети и Стельо Фрати.
В итоге на свет появился летательный аппарат весьма оригинальных очертаний.
Конструкция самолёта была цельнодеревянной и обшивалась полотном. Его фюзеляж
больше напоминал сигару, а крылья и хвостовое оперение имели прямоугольную в
плане форму для улучшения устойчивости в полете и простоты в изготовлении.
Двигатель почти без изменений взяли от бомбардировщика FIAT Br.20. Шасси
выполнили убирающимся в крыло, но створки не предусматривались. Бомбовая
нагрузка, состоящая из двух 1000 кг бомб размещалась на внутренней подвеске в
фюзеляже. Небольшую часть пространства фюзеляжа занимала кабина пилота и
топливные баки на 700 литров. Система дистанционного управления включала в себя
приемное устройство, которое обеспечивало контроль самолёта в полете в
горизонтальной и вертикальной плоскости.
Тактика использования радиоуправляемого бомбардировщика сводилась к следующему.
Пилот вел самолёт до определенного расстояние до цели и удостоверившись, что
машина держит правильный курс, покидал её с парашютом. Дальше дело было за
радиоконтролем с земли.
Простота боевого применения оказалась в итоге только видимой. Первый прототип с
двухместной кабиной пилотов полетел 13 июня 1943 года, управляемый летчиком
Нелло Вальцанья. Испытания проводились на заводском аэродроме Веноньо и в целом
подтвердили правильность конструкторских работ, проводимых фирмой. Исключение
составила только система радиоуправления, которая на прототипе не
устанавливалась. Предполагалось, что её удастся довести до требуемого уровня к
концу года. В августе был готов к полётам первый образец из предсерийной партии
с предполагаемым вводом в строй остальных заложенных самолётов, но быстрая
капитуляция Италии в сентябре 1943 года привела к тому, что программу A.R.
пришлось закрыть. Построенные образцы радиоуправляемых бомбардировщиков A.R.
были оставлены на аэродроме и впоследствии уничтожены, так и не успев принять
участия в войне.
Участь этого самолёта иначе как печальной не назовешь, если не считать того, что
тихоходный бомбардировщик мог стать прекрасной мишенью ещё на пути к объекту
бомбардировки. Возможно этот фактор также серьёзно повлиял на прекращение работ
по A.R. Кроме того, в 1944-1945 гг. немцы, организовавшие на севере Италии
марионеточное государство во главе с Муссолини, решили сделать упор на развитие
различных "Mistel"-комбинаций с применением в них итальянских истребителей
МС.202. Такой вариант был более громоздким, но зато обеспечивал лучшую
безопасность пилота, которому уже не надо было покидать свой самолёт.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
AR |
Размах крыла, м |
8.20 |
Длина самолета, м |
14.10 |
Высота самолета, м |
3.22 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
максимальная взлетная |
5460 |
Тип двигателя |
1 ПД Fiat A.80 RC.41 |
Мощность, л.с. |
1 х 1000 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Вооружение: |
две 1000-кг бомбы на внешней подвеске |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|