По какой-то неведомой причине под словами "малоизвестные проекты Германии"
чаще понимают всякие диски Белонце, Зильберфогели и прочие разновидности вундерваффе. Но среди перспективных проектов немецких конструкторов были и те,
которые не только смогли пойти в серию, но и стали основоположниками новых
концепций.
Самые известные такие прародители – ракеты V-1 и V-2, реактивный истребитель
Me-262. Но есть и другие немецкие инновации, гораздо менее известные. К примеру,
беспилотный самолет Argus As-292. Изначально Люфтваффе заказали "Аргусу"
небольшой дешевый самолет, на котором могли бы тренироваться зенитчики. Самолет
получил сразу два названия: фирменное As-292 и "государственное" Flakzielgerät
43. Внешне As-292 напоминал резиномоторные авиамодели: тонкий трубчатый фюзеляж,
прямое крыло среднего удлинения с большим поперечным V и хвостовое оперение
большой площади. Длина самолета и размах крыльев были одинаковыми – по 2,4
метра. Конструкция была выполнена в основном из метала. Обшивка, как и у других,
более серьезных летательных аппаратов – полотняная. Несмотря на простенькую
систему управления, беспилотник-мишень имел полный набор управляющих
поверхностей – пара элеронов, рули высоты и направления. Поднимать все это в
воздух было поручено небольшому мотору Argus мощностью всего в три лошадиные
силы, он разгонял самолет до 70-80 километров в час. Взлетный вес As-292
составлял 22-25 кг. Для разбега и взлета беспилотник имел трехточечное шасси с
костыльным колесом. В такой комплектации самолет-мишень совершил свой первый
полет, было это 9 июня 1937 года. Первоначально As-292 имел какую-никакую, но
автоматику управления: несколько пружин и тросиков, отвечающих за удержание
курса.
Управляющая самолетиком "автоматика" была оригинальной, но не позволяла
маневрировать, т.е. зенитчики не могли тренировать на As-292, скажем, стрельбу
по цели, выполняющей противозенитные маневры. Выход из ситуации был очевиден –
приделать к мишени радиоуправление. Элементная база в те времена была не самая
компактная, поэтому на установку новой системы управления ушло почти два года.
Радиоуправляемый прототип As-292 с аппаратурой управления весом всего в 3 кило
полетел только 14 мая 39-го.
И тут произошло еще одно событие, опять изменившее судьбу беспилотника. Кто-то,
то ли на фирме Argus, то ли в Люфтваффе, решил, что стрелять по самолету с
радиоуправлением – сущее расточительство. Так что инженеры начали поиск
альтернативных вариантов его применения. Для перевозки документов беспилотник не
годился, т.к. оператор-"летчик" все время должен был видеть его. При такой
дальности – максимум 10-12 километров - выгоднее было бы возить пакеты с
приказами на автомобилях или мотоциклах. Подвоз боеприпасов или эвакуацию
раненых такой "малявке" тем более не доверить. Оставалось только одно: приделать
к беспилотнику фотокамеру и использовать как разведчик. И уже в начале октября
все того же 39-го As-292 совершил свой первый полет не только с полезной
нагрузкой, но и с проведением аэрофотосъемки.
В отличие от Flakzielgerät 43, As-292 должен был не только взлетать, но и
садиться, не повреждая фотопленку. Проблему посадки решили быстро, решительно и
эффективно: оператор выводил самолет в нужный район, например возле себя или
возле фотолаборатории, и отключал двигатель. Когда беспилотник снижался до
нужной высоты, по команде с земли выпускался парашют, на котором разведчик и
спускался на землю.
Разведчик был показан комиссии Рейхсминистерства авиации, и там решили, что
серийному производству быть. Первоначальный заказ подразумевал изготовление ста
экземпляров As-292, хотя не исключалась возможность продления производства.
Конструкция серийного беспилотника была немного изменена. Во-первых, мотор,
аппаратура радиоуправления и фотокамера были закрыты кожухом-обтекателем.
Во-вторых, обновили силовую установку: новый двигатель выдавал уже 7 лошадиных
сил и разгонял самолет до 100 км/ч. Бензина теперь хватало на полчаса полета.
В-третьих, самолет получил большие тактические возможности – был добавлен второй
фотоаппарат. Также немного изменили конструкцию основных стоек шасси. У
прототипов ось колес крепилась напрямую к трубчатым стойкам, а у серийных
экземпляров к трубке стойки сначала крепилась специальная круглая деталь, на
которой, в свою очередь, находилась сама ось. По результатам всех
модернизаций взлетный вес вырос до 27 кг.
Германия к тому времени уже развязала Вторую Мировую войну, и фирма "Аргус"
оказалась занята выполнением заказов по авиадвигателям. Поэтому изготовление беспилотников удалось худо-бедно начать только в 1942 году. На выполнение заказа
по As-292 ушло чуть менее года.
Относительно боевого применения беспилотников As-292 информации нет. Возможно,
она просто утеряна или находится в слишком глубоких архивах. Хотя нельзя
исключать вероятность того, что командиры "на местах" просто не поняли, зачем
нужна такая игрушка, если есть полноразмерный самолет-разведчик FW-189, и детище
"Аргуса" отправилось пылиться на складах. Хотя наиболее вероятным кажется
следующая версия: использовать беспилотник было непросто, хотя бы из-за
небольшой дальности, и поэтому применяли их редко, а потом и вовсе забыли. К
примеру, когда нельзя было послать "Раму" или когда обстановка менялась слишком
быстро.
Конечно, для натренированного оператора малая дальность As-292 не была особенной
проблемой: при помощи банального бинокля он мог бы хоть как-то проводить
разведку за пределами видимости. Дело сложное, но в принципе реальное: лечь на
курс и удерживать его в течение некоторого времени после выхода из зоны
видимости. Потом, правда, нужно было бы вслепую развернуть самолет и ждать,
когда он вернется на дистанцию видимости. Но для этого оператору нужно было
очень много тренироваться, возможно, даже разбить несколько беспилотников.
Но это только размышления на тему. Где, когда и как применялись аргусовские
разведчики – точно неизвестно. Вся доступная информация о их "биографии"
заканчивается на передаче готовых изделий заказчикам.