Беспилотник вертолетного типа БАС-200 впервые представили на
авиасалоне МАКС в 2021 году, а
в следующем году комплекс приступил к сертификационным летным испытаниям.
Сертификат типа на БАС-200 планируется получить в этом же году. Разработан дрон
компанией "Беспилотные вертолеты" НЦВ "Миль и Камов" холдинга "Вертолеты России"
(входит в Ростех).
Беспилотники вертолетного типа, такие как БАС-200, могут освоить множество
профессий. Сейчас БАС-200 готовится к тестовым доставкам посылок совместно с
Почтой России. Разбираемся, в чем преимущества машин такого типа и на что
способен беспилотный вертолет БАС-200.
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) с каждым годом становятся все более
распространенными. Достоинства беспилотников очевидны. Во-первых, невысокая
себестоимость полета – меньше трат на топливо, обслуживание и подготовку летного
(операторского) состава. Небольшая взлетная масса позволяет намного проще и
быстрее подготовить аппарат к вылету, не нужна взлетно-посадочная полоса. Ну и,
пожалуй, самый главный плюс – при работе в опасных условиях ничего не угрожает
жизни пилотов .
Беспилотники продолжают эволюционировать и совершенствоваться, существует
большое разнообразие схем и компоновок. Пожалуй, самым популярным остается
деление БПЛА по конструкции и способу полета – на системы самолетного и
вертолетного типа. Причем, по словам экспертов, в последнее время в мире
постепенно растет количество беспилотников вертолетного типа.
Преимущество винтокрылых беспилотников над классическими самолетными можно
сравнить с достоинствами собственно вертолетов перед самолетами. Основной
особенностью вертолетов, и беспилотных в том числе, является способность
вертикально взлетать с любого места – неподготовленных площадок, в
труднодоступной местности и даже с транспорта. Для посадки тоже не требуется
большого по размеру, специально оборудованного пространства. Кроме того,
вертолетный беспилотник обладает более устойчивой к ветру конструкцией, что
значительно расширяет диапазон времени возможного применения воздушного судна.
Следующее достоинство заключается в способности снижения скорости во время
полета почти до нуля, включая режим висения. В некоторых ситуациях возможность
«зависнуть» и детально изучить определенный участок просто незаменима. Например,
при мониторинге местности, выполнении разведки.
Тяжелые БВС вертолетного типа, такие как БАС-200, способны поднимать в воздух
значительно более тяжелые грузы по сравнению с мультикоптерами, не уступая и
даже приумножая при этом продолжительность полета.
Благодаря высокой в своем классе беспилотных воздушных судов грузоподъемности
(50 кг) БАС-200 подходит для решения широкого спектра задач: мониторинга
местности в светлое и темное время суток, перевозки грузов, аэрогравиметрической
съемки, поисково-спасательных операций, лазерного сканирования,
магнитометрической и тепловизионной съемки, а также обладает возможностью
транслирования информации в режиме реального времени.
БАС-200 планируется применять для геофизической разведки, в том числе и в
труднодоступных регионах Арктической зоны. Благодаря неприхотливости в
эксплуатации, мобильности и автономности одним из наиболее перспективных
применений БАС-200 является геологоразведка, поиск новых нефтяных и газовых
месторождений.
Пилотный проект для БАС-200 – доставка грузов для Почты России. Соглашение об
этом было заключено на авиасалоне МАКС-2021. Уже летом на Чукотке запланированы
первые коммерческие перевозки почты.
В России много труднодоступных регионов, где беспилотная авиация сможет ускорить
сроки доставки чуть ли не вдвое. На очереди – такие удаленные регионы, как
Камчатский край, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. По оценкам
Почты России, использование беспилотников вертолетного типа позволит увеличить
объемы грузопотока в десять раз и при этом снизить стоимость перевозок почти в
два раза. Действительно, невыгодно поднимать в воздух пилотируемую авиацию или
использовать автомобильный транспорт, когда требуется быстрая перевозка грузов в
пределах нескольких десятков килограммов.
В декабре 2021 года совместно со специалистами ГНПП «Аэрогеофизика» на БАС-200
был установлен новейший геофизический комплекс разведки массой 31 кг. А затем
были успешно проведены испытания по аэрогравиметрии. Впереди еще ряд полетов с
рядом заказчиков для проведения аэрогравиметричесокй и аэромагнитной съемки,
мониторинга объектов.
В настоящее время БАС-200 регулярно совершает тестовые полеты для различных
заказчиков с широким перечнем коммерческих нагрузок и на практике доказывает,
что за беспилотной авиацией большое будущее.
БАС-200 спроектирован по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом,
оснащен роторно-поршневым двигателем с максимальной мощностью 54 лошадиные силы.
Предназначен совершать полет в автоматическом режиме продолжительностью до 4
часов с грузом до 50 килограмм. Благодаря высокой грузоподъемности возможна
установка широкого перечня оборудования для мониторинга и аэрофотосъемки.
Беспилотник может выполнять полетные задания на расстоянии до 430 километров с
полной загрузкой.
Развитием проекта БАС-200 и проведением летных испытаний беспилотника занимается
Национальный центр вертолетостроения «Миль и Камов» холдинга «Вертолеты России».
Напомним, что впервые разработчики представили свой новый проект на МАКС-2021.
Машина стала первым в истории беспилотным участником летной программы
авиасалона, совершив полет в автоматическом режиме.
К февралю 2022 года были готовы три опытных образца комплекса БАС-200, а в
апреле было объявлено об успешном окончании их производственных и
приемо-сдаточных испытаний. Все опытные образцы переданы в
летно-исследовательский центр НЦВ «Миль и Камов» для сертификационных испытаний.
Всего должно состояться около 90 полетов, завершить которые планируется во
втором полугодии, то есть уже в 2022 году БАС-200 может получить сертификат
типа, что позволит приступить к его серийному производству.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
БАС-200 |
Диаметр несущего винта, м |
3.45 |
Длина, м |
3.91 |
Высота, м |
1.22 |
Ширина, м |
1.17 |
Масса, кг |
|
пустого |
|
максимальная взлетная |
200 |
коммерческой нагрузки |
50 |
Топливо, л |
57 |
Тип двигателя |
1 ПД |
Мощность, л.с. |
1 х |
Максимальная скорость, км/ч |
160 |
Крейсерская скорость, км/ч |
100 |
Дальность полета, км |
430 |
Радиус действия, км |
100 |
Продолжительность полета, ч |
4 |
Динамический потолок, м |
3500 |
Доп. информация : |
|
|
Список источников: |
|
|
Rostec.ru.
БАС-200: беспилотный вертолет |
Уголок неба. 2022
|