Беспилотный многоцелевой комплекс "Дозор-2" тактического класса был создан в инициативном порядке в 2005 году ЗАО "Транзас". Одной из причин его создания является, по мнению
конструкторов предприятия, несоответствие характеристик уже имеющихся в России разработок требованиям рынка, притом, что в настоящее время эта продукция очень востребована и имеет
большие перспективы. Изначальным условием создания беспилотных комплексов, в том числе и "Дозор-2", являлась возможность их применения в автоматическом режиме.
Бортовой комплекс управления беспилотным летательным аппаратом (БПЛА) разработан ООО "ТеКнол". Сохраняя архитектуру и функциональность стандартного автопилота БПЛА, производства "ТеКнол",
комплекс управления обладает повышенной прочностью, электромагнитной совместимостью и устойчивостью работы в условиях вибрации, создаваемой двигателем внутреннего сгорания.
Комплекс может быть оснащен миниатюрной системой воздушных сигналов с цифровым выходом разработки ООО "ТеКнол" или датчиком магнитного курса типа Honeywell.
В настоящее мощности опытного производства ЗАО "Транзас" обеспечивают производство одного БПЛА в месяц. С учетом возможных перспектив расширения заказов предприятие уже строит
более мощный производственный комплекс для серийного производства комплекса "Дозор-2". Многоцелевой беспилотный комплекс "Дозор-2" стандартной комплектации предназначен для наблюдения с воздуха за наземной (надводной) обстановкой с использованием бортовых средств
беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) путем сбора и передачи информации о заданных объектах и районах с последующей ее обработкой и представлением данных заинтересованным
инстанциям. В состав беспилотного многоцелевого беспилотного комплекса "Дозор-2" мобильный центр приема, обработки и передачи информации, три БПЛА, которые в походном положении размещаются в
специальных контейнерах, а также запасные части и инструменты. Комплекс обслуживается экипажем их трех человек - пилота-оператора, специалиста обработки информации и инженера-механика.
Весь комплекс размещен на базе автомобиля повышенной проходимости типа LAND ROVER DEFENDER 110.
Мобильный центр управления и передачи информации предназначен для обеспечения управления БПЛА в воздухе, а также приема с него информации, ее обработки и последующей передачи
заинтересованным инстанциям. Он представляет собой комплект аппаратуры в составе двух аппаратно-программных модулей управления БПЛА и обработки информации соответственно, а также рабочих мест для членов
обслуживающего экипажа. Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) многоразового применения предназначен для размещения на нем полезной нагрузки в виде различных оптикоэлектронных средств, обеспечивающих
наблюдение с воздуха и опознавание целей в назначенном районе наземной (водной) поверхности, передачи информации о них в реальном масштабе времени на мобильный центр управления и
доставки полезной нагрузки к месту старта. При дальности полета до 1200 км на высотах до 4000 м и крейсерской скорости 130-150 км/ч продолжительность полета может достигать 10 часов. Минимально допустимая (безопасная)
скорость полета - не менее 80 км/ч. В качестве полезной нагрузки массой до 8 кг на БПЛА стандартной комплектации используются автоматическая цифровая фотокамера с разрешением 12 Мpix, видеокамеры переднего и бокового
обзора высокого разрешения (752х582 pix каждая), тепловизионная система ближнего и дальнего диапазонов, а также система распознавания объектов. По желанию заказчика, на БПЛА может
быть установлена другая аппаратура различного назначения. Нагрузка размещается в сменных головных частях, которые устанавливаются и используются в зависимости от обстановки и
поставленных задач. Информация с борта БПЛА может передаваться по радиоканалу или записываться на бортовой накопитель в течение 30 часов.
Для обеспечения полета по выбранному маршруту и управления в воздухе БПЛА оснащен пилотажно-навигационным комплексом. В его состав входит модуль автопилота, малогабаритная
интегрированная инерциальная навигационная система, встроенный приемник спутниковой навигации ГЛОНАСС (ОАО "РИРВ) или зарубежного (GPS) производства (определяется заказчиком),
накопитель полетной информации и программное обеспечение. Взлет (посадка) БПЛА осуществляется по самолетному с разбегом (пробегом) до 100 (до 60) м. В аварийных случаях посадка может осуществляться с использованием парашюта. Посадка БПЛА
в ночное время суток обеспечивается высококачественной видеосистемой. По мнению разработчиков, многоцелевой беспилотный комплекс "Дозор-2" от аналогичных типов комплексов отличается высокоэффективной аппаратурой БПЛА, которая обладает элементами
искусственного интеллекта, в алгоритм работы которого заложена система распознавания образов. Комплекс способен решать широкий круг задач как в интересах силовых структур России (Министерства обороны, МВД, ФСБ и др.), Росприроднадзора, Ространснадзора, Ростехнадзора, так и
частных коммерческих структур. Среди достоинств многоцелевого беспилотного комплекса "Дозор-2" такие как, мобильность и компактность, 30 минутная готовность к вылету (включает развертывание, проверку исправности
оборудования и систем, ввод полетного задания и приведение в состояние стартовой готовности), широкий и разноплановый круг выполняемых задач, высокие летно-технические
характеристики БПЛА, простота в обслуживании и надежность в эксплуатации, быстродействие и качество обработки информации, возможность подготовки обслуживающего персонала на
тренажерах собственной разработки, гарантийное обслуживание и дальнейшая техническая поддержка, экономическая выгода в сравнении с применением пилотируемых летательных аппаратов
для решения аналогичных задач. Возможности беспилотного многоцелевого комплекса "Дозор-2" обеспечивают решение задач: мониторинг чрезвычайных ситуаций и их последствий, поиск пострадавших и доставка необходимого
груза, дистанционный контроль объектов народнохозяйственного (нефте- и газопроводов, хранилищ, ЛЭП и теплотрасс, железных и автомобильных дорог, лесных массивов и
сельскохозяйственных угодий, др.) и военного назначения, патрулирование сухопутных и морских границ, контроль ледовой обстановки, геологоразведка, цифровая картография,
производственно-экологический мониторинг, охрана объектов и стратегически важных районов. Беспилотный многоцелевой комплекс "Дозор-2" осенью 2007 года был продемонстрирован на российско-казахстанском саммите в Новосибирске, где вызвал большой интерес президентов двух
стран. По сообщению представителей ЗАО "Транзас" на 11 международной выставке средств безопасности государства и личности "Интерполитех-2007", в ближайшие месяцы ФПС планирует провести
войсковые испытания комплекса "Дозор-2". После первого представления руководству погранвойск БПЛА было высказано предложение испытать его на практике в ходе одного из учений, на
котором комплекс будет решать практические задачи наблюдения за местностью. По информации ряда средств массовой информации в ноябре 2007 года, федеральная пограничная служба (ФПС) ФСБ РФ планирует провести войсковые испытания этого комплекса. При условии
получения положительных результатов руководство ФПС может рассмотреть возможность принятия на вооружение "Дозор-2" и заключение контракта на его поставку.
В настоящее время ЗАО "Транзас" ведет переговоры с организациями пользователей леса. Здесь открывается широкий спектр использования комплекса "Дозор-2" с целью мониторинга лесных
массивов для своевременного определения очагов возгораний, мест незаконной рубки, таксации (определения пород деревьев на конкретно участке) леса.
Большой интерес к комплексу проявили Газпром и нефтяные компании, который может эффективно решать задачи охраны и контроля состояния нефте- и газопроводов. Причем использование БЛА
в этих целях, по подсчетам специалистов, на порядок дешевле применения вертолетов. По словам представителей ЗАО "Транзас", несколько комплектов комплекса "Дозор-2" уже заказала
одна российская нефтедобывающая компания для наблюдения за трубопроводом.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Дозор-2 |
Размах крыла, м |
4.40 |
Длина, м |
2.60 |
Высота, м |
0.90 |
Масса, кг |
|
пустого |
23 |
максимальная взлетная |
38 |
топлива |
7 |
Тип двигателя |
1 ПД 3W56 |
Мощность, л.с. |
1 х 5.5 |
Крейсерская скорость, км/ч |
130-150 |
Практическая дальность, км |
1200 |
Продолжительность полета, ч |
10 |
Практический потолок, м |
4000 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2009
|