В начале 2018 года беспилотный
дрон-такси Ehang 184 совершил первый успешный полет с человеком на
борту (беспилотный полет состоялся на год ранее). Этот аппарат, созданный в китайской компании Ehang, разработчики
классифицировали как автономный летательный аппарат (autonomous aerial vehicle,
AAV). Авиационные обозреватели называют его пассажирским дроном или
беспилотником. Хотя возможно более подходящим было бы другое название -обитаемый мультикоптер. Исходя из того, что в аппарате, управляемом дистанционно, может
находиться не только пассажир, но наблюдатель или человек, выполняющий иные
задачи, кроме путешествия или наблюдения. Кроме того, дистанционное управление
исключает автономность. Но поскольку прямое назначение Ehag 184 - перевозка
пассажира, его можно назвать и беспилотным такси.
Название компании Ehang в произвольном переводе можно интерпретировать как "висящий
на электроприводе". Компания имеет штаб-квартиру в Гунджоу (Guangzhou) китайской
провинции Гуандог (Guangdong) и подразделения в Северной Америке и Германии. Она
является одним из известных мировых поставщиков дронов различного назначения.
Цифры 184 в названии означают: 1 пассажир, 8 двигателей, 4 штанги. По всей
видимости, это первый аппарат из целой гаммы, которые можно создать на единой
платформе. Платформа представляет собой шасси, в котором размещены литиевые
аккумуляторы (ни в одной публикации не уточнено, какого типа батареи), система
управления и штанги с восемью роторами. Штанги могут складываться вверх,
уменьшая пространство для парковки аппарата.
Конечно, такая компоновка вызывает сомнения в безопасности, поскольку винты
могут травмировать пассажира при посадке или во время выхода из кабины. Возможно,
конструкторы предусмотрели систему датчиков, которые отключают двигатели при
приближении к ним каких-то помех. При условии, что проблема безопасности решена,
нижняя платформа имеет несколько преимуществ по сравнению с верхней.
Она компактней, легче, при нижнем расположении моторов и винтов их легче
обслуживать. Кроме того, при верхнем расположении платформы она создает
дополнительную нагрузку при приземлении, прежде всего, аварийном. В этом случае
шасси должно быть на съемной кабине.
Скорей всего, уборка штанг при рессорном шасси и весе конструкции около 100 ДаН
лишена большого смысла. Без колес такой аппарат сложно сдвинуть с места. Конечно,
эта проблема устранима. И надо признать, что хранить компактный аппарат удобней.
Восемь пропеллеров, электромоторы и батарея инновационного дрона способны
поднимать в воздух одного пассажира (на большее и не рассчитана кабина) и
обеспечивают примерно 23 минуты полета, за которые он может преодолеть около 16
км (10 миль). Находящемуся на борту пользователю не нужно ничего делать – все
управление, включая взлет, следование по определенному маршруту и посадку –
полностью берет на себя автономная система аппарата.
Единственное, что нужно сделать пассажиру – это задать пункт прибытия и
обозначить маршрут полета с помощью приложения на своем смартфоне. Все что есть
в кабине – это удобное кресло и 12-дюймовый сенсорный дисплей. После отправки
команды "старт", пользователю предлагается расслабится и получать удовольствие
от полета. Теоритически, в случае каких-либо экстренных ситуаций, к
пилотированию коптером подключается специально обученный человек из удаленного
командного центра.
Кабина пассажирского мультикоптера выполнена из композитных материалов и
углеродного волокна, каркас и несущее элементы – из сплавов на основе алюминия.
В комплектацию беспилотника входит кондиционер воздуха, система 4G Network,
камера и небольшой багажный отсек для сумки или личных вещей.
В отличие от VC200, где ставка была сделана на простоту управления (для обучения
управлению аппаратом требуется всего пять часов), Ehang 184 исключает
пилотирование обитателем кабины. Человек на борту аппарата может только задать
маршрут на планшете с сенсорным экраном, установленном на кронштейне рядом с
креслом. Команды вводятся с помощью меню, которое легко освоить. Оно аналогично
широко распространенным командам бытовых навигаторов.
Управление аппаратом будет осуществляться из единого центра в автоматическом
режиме. Как система получает информацию о готовности к запуску двигателей,
неизвестно. Судя по описаниям, управление начинается после того, как обитатель
кабины ввел маршрут. Оговаривается, что в случае ухудшения полетных условий
взлет невозможен. Также при возникновении аварийной ситуации в управление может
вмешаться специально обученный оператор.
Впервые Ehang 184 громко заявил о себе на выставке CES 2016 в Лос Анджелесе в
январе 2016 года. Недавно на выставке в Дубае было заявлено, что его
эксплуатация начнется в качестве аэротакси в ОАЭ уже в 2017 г.
Сегодня нет принципиальных технических проблем для такого полета.
Возможно, в ОАЭ у эксплуатантов аэротакси Ehang будет меньше проблем, чем в
других странах. Но юридические и экономические проблемы неизбежно будут. При
стоимости мультикоптера 200 тыс. долларов, продолжительности полета около 20
минут и дальности 16 км, цена одного километра окажется неизбежно большой.
Естественно, что высокую цену могут платить только состоятельные люди, которые
ценят свою жизнь. Даже если они и согласятся пользоваться таким транспортом, то
только при условии немаленькой страховки. Дальнейшее зависит от безаварийности
полетов. Если она будет низкой, владелец таких аэротакси будет нести убытки на
покрытии страховых случаев, количество заказов такси может оказаться
недостаточным для безубыточной эксплуатации, даже если не будет проблем с
авиационными и городскими властями.
В недавних публикациях 2017 г. сообщается, что Ehang уже организовал первый
центр управления в Китае и получил разрешение местных властей на эксплуатацию,
однако о начале работы этой сети неизвестно. Кроме того, известная сегодня
интернет-сеть аренды частных автомобилей Uber рассматривается как возможный
потребитель Ehang 184. В другой статье речь идет о возможном запуске беспилотных аэротакси в Дубае . Что ж, осталось недолго ждать, чтобы проверить
реальность этих планов.