В 1976 г. в ОСКБ-С МАИ был спроектирован легкий многоцелевой
народнохозяйственный самолет "Эльф" с четырехцилиндровым двухтактным двигателем
воздушного охлаждения "Нельсон" мощностью 48 л.с. Аппарат был выполнен по схеме
"низкоплан" с толкающим воздушным винтом. Имел размах крыльев 5,86 м, взлетную
массу 330 кг. Конструкция цельнометаллическая с продольным гофром на обшивке
крыла, оперения и хвостовой балке фюзеляжа. "Эльф" имел неубираемое трехсточное
шасси с носовым колесом и основными стойками рессорного типа, выполненными из
профилированной титановой полосы. В конструкции самолета было немало интересных
находок и удачных инженерных решений. На элементы конструкции получено несколько
авторских свидетельств на изобретения.
Первый дистанционно пилотируемый (беспилотный) вариант самолета "Эльф"
демонстрировался в 1982 г. на выставке НТТМ-82 и был удостоен золотой медали.
Этот вариант самолета имел фиксированные предкрылки, которые позволили расширить
диапазон летных углов атаки и существенно упростить технику пилотирования, что
особенно важно при использовании дистанционного управления самолетом.
Модификация получила обозначение "Эльф-Д".
Силовая установка самолета "Эльф-Д" была расположена вблизи его центра тяжести,
что делало возможным использование на самолете различных двигателей практически
без изменения центровки. Применение двигателя с толкающим воздушным винтом
позволяло в носовой части под радиопрозрачным обтекателем свободно разместить
радиолокационную аппаратуру обзора передней полусферы.
Все этапы полета (включая взлет и посадку) осуществлялись с использованием
системы пропорциональных радиокоманд с наземного пульта управления самолетом.
"Эльф-Д" успешно прошел первый этап летных испытаний. С помощью дистанционного
управления производились пробежки, руление по взлетно-посадочной полосе и
подлеты до высоты 1,5 - 2 м. Первый полет самолета состоялся в Тушине осенью
1979 г. Дистанционно пилотируемым самолетом управлял В. И. Бондарев. Им же
осуществлены доводочные работы и подготовка аппарата к испытаниям.
Спроектированный и построенный в ОСКБ-С в 1980 г. наземный пульт управления
дистанционно пилотируемыми самолетами представлял собой рабочее место
пилота-оператора, скомпонованное аналогично традиционной кабине пилотируемого
самолета. В пульт управления входили органы ручного и ножного управления, панель
приборов оперативной индикации, телеэкраны для проецирования изображения с
бортовой телекамеры самолета, системы слежения за перемещением самолета, а также
приемная и передающая радио- и телеаппаратура. Кистевая ручка управления и
педали снабжались загружателями и механизмами триммерного эффекта.
Слежение (поворот всего пульта) за перемещающимся в пространстве самолетом
велось с помощью электропривода, который был синхронизирован с поворотом головы
пилота - оператора. Вращение пульта управления вправо и влево на 360°
обеспечивалось установкой его на неподвижном основании на вертикальной оси. Для
удобства пилота-оператора сидение было снабжено заголовником и подлокотниками.
Пульт управления прошел испытания при пилотировании дистанционно управляемого
самолета "Эльф-Д" и в комплексе с самолетом экспонировался на ВДНХ.