24 июня 2009 года американская компания Aurora Flight Sciences провела первые
испытания прототипа самолёта вертикального взлёта Excalibur. От
многочисленных предшественников данный проект отличает необычная схема. В центре
корпуса-рамы установлен турбореактивный двигатель, поворачивающийся вокруг
горизонтальной оси. На старте он даёт основную долю подъёмной тяги, а в
крейсерском полёте служит единственным маршевым мотором.
Но изюминка машины даже не в этом. Excalibur - это гибридный аппарат, сочетающий
реактивную тягу с подъёмными воздушными винтами, работающими от аккумуляторных
батарей. Всего их три. Один винт (вернее, многолопастный вентилятор) спрятан в
носу аппарата, а два других выдвигаются из концов крыльев. Вместе эти четыре
двигателя обеспечивают вертикальные взлёт и посадку такого гибрида, а также
зависание в случае необходимости.
Основной режим полёта Excalibur (с целью разведки, транспортировки боеприпасов
или медикаментов, или, наконец, удара по наземной цели) - традиционный
самолётный. При этом подъёмный вентилятор в носу выключается, а задние, для
снижения сопротивления воздуха, так и вовсе прячутся в недра крыльев.
Американцы сообщают, что нынешний аппарат - прототип "половинного масштаба". А
вооружение, по идее, появится на одном из последующих более крупных образцов.
Команды Excalibur получает с портативной переносной наземной станции, при этом
бортовая электроника самолёта берёт на себя управление движением машины
полностью: человек-оператор лишь указывает общий курс или намечает цель для
удара и сосредотачивается на выполнении задачи миссии (поиске определённых
объектов и так далее).
Идея постройки беспилотных летательных аппаратов самых разных схем, способных
нести вооружение (огнестрельное, а также ракеты или бомбы) давно реализована в
металле и проверена в деле. И не раз. Достаточно вспомнить ударный самолёт X-45A
и вертолёты Fire Scout, Hummingbird и AutoCopter.
Но Excalibur специалисты сравнивают в первую очередь с хорошо известным
беспилотным самолётом-разведчиком Predator, способным нести две противотанковые
(а строго говоря, универсальные) ракеты Hellfire. (Правда, сравнение не вполне
корректное, ведь Predator - винтовой самолёт, а Excalibur - реактивный.)
В отличие от упомянутых выше машин, стрелявших по мишеням на полигоне, Predator
не раз использовался в ходе боевых операций в Афганистане, Пакистане, Боснии,
Сербии, Ираке и Йемене, в том числе - с запуском ракет по реальным целям.
Так вот, Excalibur должен затмить "Хищника" по всем статьям. Predator взлетает с
разбегом по обычной полосе, Excalibur - поднимается вертикально. Predator
способен развить максимум 217 километров в час, тогда как Excalibur (в его
финальном воплощении) должен будет достичь 740 км/ч!
Более того, Predator несёт, как уже было сказано, две ракеты Hellfire, а
Excalibur возьмёт на борт сразу четыре такие же ракеты. Помножьте это на
возможность зависания на месте, способность к экономичному длительному вояжу на
медленной скорости и молниеносному броску к заданной точке. Боевое применение
столь опасной машины может быть чрезвычайно эффективным.
Сроки дальнейшего развития проекта - не вполне ясны. Хотя создавался Excalibur
для американских военных, средства на постройку первого прототипа изыскала сама
компания. Чтобы изготовить последующие модификации, потребуется найти
финансирование.
Нынешний Excalibur ещё будет тестироваться, но на все задуманные авторами
проекта "трюки" он пока не способен. Так, у него ещё не убираются крыльевые
вентиляторы, как предусмотрено планом, шасси также пока неубираемое, и
реактивный двигатель ещё не поворачивается. Все эти элементы должны появиться в
следующем образце.