Начальный этап проектирования в ОСКБ-С дистанционно пилотируемого самолета
(ДПЛА) ПС-01 "Комар" (1978 г.) осуществлялся в объеме курсовых проектов студентов Ю.
Тимошина, Р. Амбарцумяна и В. Соловьева. Окончательный вариант конструкции микросамолета был разработан как развитие дипломного проекта студента В.
Соловьева (научный руководитель А. В. Лещин).
К изготовлению самолета приступили в конце 1978 г., когда студенты-разработчики
были на преддипломной практике. Возглавил работы по производству двух ДПЛА
"Комар" В. Соловьев. (После защиты дипломного проекта он стал начальником
опытного цеха ЭОЗ МАИ). Общее руководство - К.М. Жидовецкого.
ДПЛА "Комар" разрабатывался в интересах одной из организаций
Миноборонпрома, а так же был предназначен для выполнения агрохимических работ и других
народнохозяйственных целей. Аппарат имел прямое крыло небольшого удлинения с
хвостовым оперением, выполненным в виде кольца, внутри которого был расположен четырехлопастый металлический толкающий воздушный винт диаметром 0,5 м.
По концам крыла установлены вертикальные кили-шайбы большой относительной
площади. Увеличенная площадь боковой проекции самолета обеспечивала ему плоский
разворот без крена, что было необходимо для обеспечения работы бортовой
фотоаппаратуры. Кольцевое хвостовое оперение выполняло функцию стабилизатора и
рулей. На кольце располагались рули высоты и направления.
Конструктивные особенности ДПЛА - применение складывающихся крыльев и
модульная конструкция фюзеляжа. Крылья аппарата складывались таким образом, что
в собранном (транспортировочном) виде самолет размещался в контейнере 2,2x1x0,8
м. Из транспортировочной конфигурации в полетную самолет "Комар" приводился за
3-5 с при помощи шарниров с самозащелкивающимися фиксаторами крайних положений
всех складывающихся элементов.
Фюзеляж ДПЛА имел отделяемый головной модуль с тремя быстродействующими
замками, которые обеспечивали простую смену модулей. Это сокращало время замены
модуля с целевой нагрузкой, время для загрузки самолета ядохимикатами или
средствами биологической защиты сельскохозяйственных площадей.
Взлет ДПЛАа осуществлялся с катапульты или с самолета-носителя, посадка - с
помощью парашюта, расположенного в контейнере перед кольцевым каналом (причем
крышка открытого контейнера закрывала кольцевой канал воздушного винта и
препятствовала засасыванию в него строп или купола парашюта).
ДПЛА имел полетную массу 90 кг и массу нагрузки 30 кг. Размах крыла самолета
2,12 м, длина 2,15 м. Максимальная скорость 180 км/ч. Два двигателя от бензопил
МП-5 "Урал-2" суммарной мощности 12 л.с. были соединены общим валом и тщательно закапотированы, цилиндры были расположены горизонтально, что снижало высоту
фюзеляжа. (Двигатель разработан студентом В. Мухаматнуровым под руководством К.
М. Жидовецкого). Крылья самолета первоначально имели деревянную конструкцию, а с
появлением концевых шайб для повышения прочности их пришлось изготовить из
стеклопластика. Система посадки (разработчики Ю. В. Козин и А. В. Винник)
состояла из спасательного парашюта ПЛП-60 и пневмомешка.
Самолет прошел начальный этап испытаний (без катапультируемого взлета). Первый
экземпляр "Комара" был испытан в 1981 г., второй - в 1982 г. Дистанционное
пилотирование самолетами осуществлял В. И. Бондарев.
Были проведены натурные исследования аппарата с работающим двигателем в АДТ-102
ЦАГИ, а также летные испытания с воздушным запуском с буксируемого вертолетом
стартового устройства. Стартовое устройство и методика буксировки и испытаний
были также разработаны КБ МАИ. Построено три образца аппарата.