Помимо самолета-мишени существовал и разведывательный вариант Ла-17. В соответствии с вышедшим в июне 1956 года постановлением правительства ОКБ-301 предписывалось на основе Ла-17М разработать и до
июля 1957 года передать на испытания два фоторазведчика "201-ФР" с тем же двигателем РД-900. В носовой части фюзеляжа на качающейся установке разместили аэрофотоаппарат АФА-БАФ-40Р, предусмотрев
возможность его замены на более новый АФА-БАФ/2К. Сняли ненужные теперь уголковые отражатели, прятавшиеся под радиопрозрачными обтекателями законцовок крыла и фюзеляжа, заменив последние
металлическими.
Расчетная дальность разведчика, предназначенного для полетов на высотах до 7000 м, превышала 170 км, что при ясной погоде позволяло заглянуть не только на позиции передовых войск противника, но и
на его ближние тылы. Радиус виража находился в пределах 5,4-8,5 км при крене около 40° и угловой скорости 1,6-2,6 рад/с. Дальность планирования с высоты 7000 м достигала 56 км.
Спустя два года февральским постановлением Совета министров требования к разведчику, получившему обозначение Ла-17БР и стартовавшему с самолета-носителя Ту-4, ужесточили: радиус действия -
не ниже 100 км, максимальная скорость - 800-900 км/ч. В четвертом квартале 1959 года проект Ла-17БР еще раз переработали. На этот раз для беспилотного разведчика с ТРД РД-9К предусмотрели старт с
земли.
В ноябре 1960 года ОКБ-301 получило очередное задание: разработать на базе Ла-17М разведчик многоразового применения с автономным управлением и ТРД РД-9БК тягой 1900 кгс (изделие "204").
Беспилотный самолет предназначался для ведения дневной фото- и радиолокационной разведки прифронтовой полосы глубиной до 250 км. Возглавил эту работу главный конструктор М.М.Пашинин.
Расчеты показали, что при сохранении геометрии Ла-17М разведчик со стартовым весом 2170 кг сможет летать со скоростью 900-950 км/ч в течение одного часа. В состав разведывательного оборудования,
кроме ранее устанавливавшихся фотокамер, ввели маловысотный фотоаппарат АФА-21, автопилот заменили на более совершенный АП-63. Для удобства перевозки разведчика консоли крыла сделали складными.
Транспортно-пусковая установка на шасси автомобиля ЗИЛ-134К получила обозначение САТР-1. Запуск разведчика осуществлялся с помощью двух твердотопливных стартовых ускорителей ПРД-98, а спасение - на
парашюте с посадкой на гондолу двигателя.
Совместные испытания, которые проводили представители заказчика и промышленности, завершились в конце июля 1963 года. Они показали, что машина, летая на высоте до 900 м, способна осуществлять
фоторазведку объектов, находящихся на удалении 50-60 км от стартовой позиции, а с высоты 7000 м - объектов на удалении до 200 км. Скорость полета составляла 680-885 км/ч.
В 1963 году серийный завод No. 475 изготовил 20 разведчиков Ла-17Р
(комплекс (ТБР-1). Машина состояла на вооружении до начала 1970-х годов, случаев ее применения в боевой обстановке неизвестно. Впоследствии был
разработан модернизированный вариант разведчика Ла-17РМ (изделие "204М").
Мишени и разведчики семейства Ла-17 стали последними летательными аппаратами, носившими имя талантливого инженера, конструктора и организатора авиационной промышленности Семена Алексеевича
Лавочкина. 9 июня 1960 года С.А.Лавочкин умер. Как сообщала газета "Правда": "Тов. С.А.Лавочкин в течение ряда лет болел гипертонической болезнью, общим атеросклерозом с преимущественным изменением
сосудов сердца. Заболевание сопровождалось периодически наступавшими нарушениями кровообращения в сердце со стенокардией.
9 июня с.г. у него внезапно наступило тяжелое нарушение кровообращения в сосудах сердца, приведшее к остановке сердечной деятельности и смерти.
...Правительственной комиссией по организации похорон С.А.Лавочкина получены соболезнования по поводу его кончины.
С глубоким прискорбием коллектив орденоносного Машиностроительного завода извещает о безвременной кончине генерального конструктора, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Сталинской
премии, депутата Верховного Совета СССР, члена-корреспондента Академии наук СССР Семена Алексеевича Лавочкина и выражает соболезнование семье покойного..."
С тех пор прошло свыше сорока лет и столько же времени имя Лавочкина носит предприятие, из сборочного цеха которого когда-то выкатывали опытные истребители "Ла".
Применение
самолетов-мишеней было плановым мероприятием, осуществляемым в
назначенное время. Комплекс тактических беспилотных разведчиков ТБР-1 с
Ла-17Р должен был стать достаточно мобильным подразделением, с
приемлемой продолжительностью развертывания на стартовой позиции. В
состав стартового отряда комплекса входили буксируемая автомашиной
КРАЗ-214 или КРАЗ-255, стартовая установка СУТР-1, транспортные ТУТР-1,
буксируемые автомобилями ЗиЛ-157 или ЗиЛ-131, спецавтомобиль КАТР-1 на
шасси ЗиЛ-164, для проведения предстартовой проверки оборудования мишени
и обеспечения запуска маршевого двигателя, а также радиокомандные и
радиолокационные станции МРВ-2М и "Кама", для управления беспилотным
разведчиком и отслеживания его полета.
В состав отдельной
эскадрильи беспилотных разведчиков также входила
технико-эксплуатационная часть, оснащенная спецавтомобилями для проверки
оборудования, автокранами и другой техникой, отряд привода,
обеспечивающий посадку беспилотного разведчика в заданном районе и
извлечение с его борта разведывательных материалов, другие подразделения
и оборудование.
Комплекс ТБР-1
совершенствовался. Модернизированный разведчик Ла-17РМ, по своим
техническим решениям, во многом соответствовал мишени Ла-17ММ. Позднее
разработали и самоходную установку САТР-1 на шасси ЗиЛ-134. Взамен
первоначально принятого фотооборудования, беспилотные разведчики могли
нести фотокамеры АФА-40, АФБА-40, АФА-20. БПФ-21, АЩФА-5М, телекамеру
"Чибис", аппаратуру радиационной разведки "Сигма". Опыт эксплуатации
показал, что, несмотря на оснащение беспилотных разведчиков трассерами,
не всегда было возможно правильно определить высоту их полета и изменить
угол атаки перед касанием земли. На разведчики установили грузы с
тросами, выбрасываемые из хвостовой части корпуса на малой высоте и
провисающие, наподобие гайдропа под аэростатом. При касании грузом
поверхности земли он тормозился и тросом вытягивал чеку в корпусе
беспилотного разведчика. В результате автопилот переводил машину на
необходимый угол атаки, уменьшая скорость снижения.
Со второй половины
шестидесятых годов совершенствование обоих вариантов Ла-17 велось в
Казани КБ спортивной авиации, позднее переименованным в ОКБ "Сокол". К
началу 1980-х на смену устаревшим Ла-17Р и Ла-17РМ стали поступать
современные ВР-2 и ВР-3.
Под обозначением УР-1
разведчики Ла-17Р поставлялись в Сирию.