Проблема повышения надежности полетов БПЛА вплотную затрагивает основы его
компоновки. Нужно напомнить, что два двигателя с этой точки зрения, всегда
лучше, чем один. В связи с этим, в 2005 году руководству НАУ был предложен
проект "Небесный патруль", который имел целью получения двухмоторного
маршрутного БПЛА со стартовой массой около 100 кг. Среди компоновочных схем
рассматривались самые разнообразные, в том числе и "тандемная", как у "Хантера".
Однако выбор был сделан в пользу неожиданной - тандемной, асимметричной.
По мнению разработчиков, она должна была позволить получить низкий уровень
влияния передней силовой установки на целевое нагрузку, размещается, как
правило, в гондоле. Летательный аппарат получил название М-7 "Небесный патруль" (пат.
Украины No. 33977). Его созданием в НАУ занимались в течение 2006-2007 гг.
Компенсация вредных моментов от размещения двигателей выполняется
соответствующим "выкашивание" последних. БПЛА неоднократно демонстрировался
на авиасалонах в 2008-2010 гг. На нем были отработаны технология получения
композитных вклеек, некоторые способы и приемы получения технологических
разъемов и многое другое. Первый взлет прототипа осуществлен в 2008 году.
Первые испытания показали, что разработанная компоновка, имея много преимуществ,
не позволяет получить соответствующие характеристики на взлете, из-за
практически отсутствия обдува центроплана крыла потоком от силовых установок.
Кроме того, мощность имеющихся двигателей была также недостаточной.
Поэтому, несмотря на преимущества первичной компоновки в крейсерском полете
(почти "чистое" крыло), в 2009 году компоновки было изменено традиционное -
двигатели с тянущими винтами на центроплане крыла. Самолет получил индекс М-7Д
"Небесный патруль" и впервые поднялся в воздух 28
января 2011 года.
В основе проекта лежит задача улучшения условий работы бортового
наблюдательного оборудования БПЛА с целью увеличения пределов осмотра передней
полусферы и уменьшения вибраций на указанное оборудование.
М-7Д Небесный патруль является двухмоторным беспилотным ВС
нормальной схемы с высоко расположенным крылом. БПЛА изготовлен преимущественно
из композитных материалов с частичным применением древесины и металла. Для
доступа в отсек полезной нагрузки передняя верхняя и задняя части гондолы
выполнены в виде съемных обтекателей. Стандартное целевая нагрузка -
гиростабилизированная дневная ССD - камера.
На нем установлены два двигателя по 15 л.с. и стартовый вес доведена до 150
кг. Запас топлива в 20 л позволяет ему на крейсерском режиме преодолеть
расстояние около 800 км на скорости 190 км / ч. Увеличены размах крыла и
площадь, хорошая механизация, щелевой закрылок и щелевой флапероны позволяют ему
уверенно стартовать в самолетном режиме даже с "тяжелой" и короткой ВПП.
Завершающим этапом по проекту "Небесный патруль" было окончание в начале 2011
года работ над комплектом документации для создания самолета М-7В5 со стартовой
массой до 200 кг.
В основе проекта лежит задача увеличения массы полезной (целевой)
нагрузки двухмоторного БПЛА и получение высоких взлетно-посадочных характеристик.
М-7В5 Небесный патруль является летательным аппаратом нормальной
схемы с высоко расположенным крылом, которое закреплено на одном пилоне. Планер
изготовлен из композитных материалов. Крыло со средней/высокой степенью
механизации в виде выдвижных однощелевых закрылков и однощелевых флаперонов.
Для доступа в отсек полезной нагрузки передняя и задняя части
гондолы выполнены в виде съемных обтекателей. Для удобства транспортировки
хвостовая балка выполнена поворотной в вертикальной плоскости в сторону носа БВС.
Кроме того, предусмотрено переменные гондолы для различных типов целевой
нагрузки.
За стандартную целевую нагрузку принято гиростабилизированную
дневную ССD - камеру.
Беспилотная авиационная система (БАС) состоит из 1 (одного) БПЛА
М-7В5 Небесный патруль, которое находится на прицепе-контейнере в транспортном
положении. Условия базирования БАС: на всех видах ВПС, включительно с
необорудованными. Транспортируется прицеп с помощью тягача (а/м "УАЗ","Газель").
БПЛА рассчитан на полеты с перегрузками до 4 единиц в маршрутную расстояние
около 1500 км. В зависимости от варианта целевой нагрузки (20-70 кг) указано
расстояние может изменяться в пределах 1200-2700 км при продолжительности полета
7-15 ч.
На нем будут использованы два двигателя общей мощностью 50 л.с.
Отличительными чертами М-7В5 является модульность конструкции, "Н" - подобное
хвостовое оперение, облегчение перевода из транспортного положения в рабочее и
более совершенные жизненно важные системы. В частности, будет использована баллистическая парашютная система. Как и в предыдущем варианте (М-7Д),
М-7В5 будет обладать высокими взлетно-посадочными характеристиками. Расчетный
разбег полностью снаряженного самолета составляет около 75 м. Крыло самолета для
этой цели оснащено большим щелевым выдвижным закрылком и щелевыми флапероны.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
М-7Д |
Размах крыла, м |
5.16 |
Длина, м |
3.70 |
Высота, м |
1.62 |
Масса, кг |
|
пустого |
80 |
максимальная взлетная |
150 |
полезной нагрузки |
55 |
топлива |
15 |
Тип двигателя |
2
ПД |
Мощность, л.с. |
2 х
16.3 |
Максимальная
скорость, км/ч |
190 |
Минимальная
скорость, км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Радиус действия, км |
750 |
Продолжительность полета,
ч |
5 |
Практический потолок, м |
5000 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|