MQ-25 Stingray – военный беспилотный летательный аппарат, разработанный
американской компанией Boeing. БПЛА
является перспективным военным дроном, основным предназначением которого
является осуществление дозаправки военных самолётов в процессе полёта.
Какими-либо широкими возможностями это устройство не отличается, однако, на
сегодняшний день MQ-25 считается весьма перспективным дроном, поскольку
обеспечивает возможность по осуществлению дозаправки военных самолётов без
необходимости участия в этом процессе крупных воздушных танкеров.
Летательный аппарат MQ-25
Stingray разрабатывался изначально для программы Unmanned
Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike (UCLASS) и
предназначался для роли ударного беспилотника и аппарата воздушной
разведки. Однако, в феврале 2016 года руководство Пентагона приняло
решение об отсрочке создания полного боевого варианта аппарата и о
превращении его в топливозаправщик с ограниченными разведывательными
функциями.
БПЛА MQ-25 Stingray был впервые представлен 19 декабря 2017 года, при этом,
Оказывается дрон был готов еще в ноябре 2014 года, хотя и показан публике только
через три года.
ВМФ планирует MQ-25 Stingray как беспилотную авиационную систему дозаправки
на основе несущей пилотируемой платформы (CBARS). Цель состоит в том, чтобы
расширить диапазон авианосцев, предоставив возможность дозаправки в полете,
которая не зависит от наземных условий. Автономный самолет Boeing может быть
запущен с использованием катапульты и системы восстановления. Он предназначен
для работы с другими самолетами на одной палубе авианосца. Известно также, что
его крылья складываются для компактного хранения в ангаре. MQ-25 является
преемником программы ВМФ UCLASS, которая изучала потенциал создания беспилотных
разведывательных и ударных самолетов.
Для летчиков дозаправка
самолета в воздухе является одной из наиболее сложных задач.
Беспилотники максимально упростят этот процесс. Воздушные танкеры
предыдущего поколения требовали от оператора и летчика слаженности
действий, а при какой-то оплошности все могло закончиться катастрофой,
учитывая огромную скорость истребителей.
Предполагается, что после принятия на вооружение MQ-25A в составе авиагрупп
авианосцев должны будут высвободить палубные истребители F/A-18E/F Super Hornet
от выполнения задач по дозаправке других боевых самолетов в воздухе. При этом
аппараты смогут перевозить больше топлива, чем истребители в подвесных топливных
баках.
Опубликованная Boeing фотография, на которой аппарат изображен с носовой части,
дает слабое представление о конфигурации перспективного аппарата. По всей
видимости MQ-25, разрабатываемый концерном, выполнен по классической самолетной
схеме с крылом нормальной стреловидности и сильно разваленными и удлиненными
килями.
Вероятно, сильно наклоненные кили в полете будут одновременно играть не только
роль стабилизаторов, но и второго крыла. При этом отклоняемые поверхности на них,
будут одновременно рулями высоты и рыскания. Шасси аппарата выполнено
трехстоечным. Воздухозаборник двигателя расположен сверху фюзеляжа за гаргротом.
Фюзеляж беспилотника выполнен трапециевидным в перпендикулярном сечении. Такая
схема, очевидно, позволяет несколько увеличить подъемную силу, возникающую в
полете на планере, по типу несущего фюзеляжа и, одновременно, добиться
оптимального распределения топливных баков и центровки летательного аппарата.
Пока не ясно, будут ли оснащены крыло и кили MQ-25 механизмами складывания.
Вероятнее всего такие механизмы будут установлены на них — это необходимо для
уменьшения поперечных размеров аппарата для его компактного размещения на
стоянке на палубе или в ангаре авианосца.
На фотографии аппарат подключен к аэродромной сети питания кабелем,
подсоединенным к разъемам по левому борту MQ-25. На передней стойке
шасси установлен блокиратор складывания с флажком "Remove Before Flight" (удалить
перед полетом). Другие подробности о беспилотнике не раскрываются. Это первый
раз, когда Boeing раскрыл хоть какие-то сведения о своем палубном беспилотнике.
Силовая часть танкерного
БПЛА Boeing MQ-25 Stingray представлена одним турбовентеляторным
двигателем Rolls-Royce AE3007 , который
способен разгонять летательный аппарат до максимальной скорости полёта в
620 км/ч.
Boeing MQ-25 Stingray может
эксплуатироваться как на наземных аэродромах, так и на палубах морских
судов, чему способствует продуманная конструкция этого воздушного
средства. Тем не менее, предельная дальность полёта дрона ограничивается
расстоянием в 4000 километров, но с учётом того, что воздушное средство
может транспортировать до 6800 килограмм топлива, эта проблема не
является существенной.
В октябре 2017 года
компания Northrop Grumman объявила о выходе из конкурса со своим БПЛА
X-47B, в результате БПЛА компании
Boeing стал безальтернативным участником и
естественно победителем. Министерство Обороны США заключило с
Boeing контракт на строительство первых
четырех дронов MQ-25A для ВМС США.