С 2009 года военно-морские силы США эксплуатируют беспилотный летательный
аппарат Northrop Grumman MQ-8B Fire Scout. Уже построено и передано военным три
десятка таких машин, а также имеется заказ на новую партию. Кроме того, ведутся
работы над новой модификацией этого беспилотника. Аппараты MQ-8B используются
для ведения патрулирования и наблюдения за обстановкой в важных районах.Также
БПЛА Fire Scout способен нести оружие и атаковать надводные или наземные цели.
В конце девяностых годов ВМС США объявили о начале конкурса на разработку
перспективного БПЛА корабельного базирования. Требуемый беспилотный вертолет
должен был нести до 90 кг полезной нагрузки, летать на дальность до 200 км и
иметь возможность вести патрулирование в течение трех часов, подниматься на
высоту до 6100 м, а также выполнять взлет и посадку при ветре до 10-12 м/с. Свои
проекты представили компании Bell и Sikorsky, а также консорциум фирм Teledyne
Ryan и Schweizer Aircraft. Совместный проект последних весной 2000 года был
объявлен победителем конкурса.
После объявления результатов конкурса проект компаний Teledyne Ryan и Schweizer
Aircraft получил название RQ-8A Fire Scout. Этот проект подразумевал
строительство перспективного БПЛА на базе серийного вертолета Schweizer 330SP.
При этом предлагалось изменить конструкцию фюзеляжа, силовой установки и
топливной системы, а также оборудовать машину набором специальной аппаратуры.
Первый прототип БПЛА RQ-8A был построен незадолго до объявления результатов
конкурса. Первый полет машины состоялся в январе 2000 года. Беспилотник должен
был нести стабилизированную платформу с установленными на ней
оптико-электронными системами и лазерным дальномером. При помощи этой аппаратуры Fire Scout должен был вести наблюдение. Примечательно, что в ходе испытаний
прорабатывалось управление беспилотным вертолетом при помощи БПЛА RQ-4 Global
Hawk. Сигнал с пульта управления ретранслировался на RQ-8A через другой беспилотник. Расстояние между машинами достигало 270-280 км.
До конца 2001 года продолжались различные испытания и доработки машины. В
декабре 2001-го командование ВМС отказалось от дальнейших работ. Несмотря на
достигнутые успехи, предлагаемый БПЛА перестал устраивать заказчика. Тем не
менее, разработка проекта продолжилась, хотя и на другой фирме. Новым
разработчиком БПЛА RQ-8A стала компания Northrop Grumman. В середине
двухтысячных годов стало ясно, что проект слишком рано списали со счетов и
Пентагон вновь заинтересовался им, однако теперь работы велись в интересах
сухопутных войск. С 2006 года обновленный проект перспективного беспилотника
носит название MQ-8B Fire Scout.
В обновленной версии проект сохранил общие черты базовой модификации. В качестве
основы для армейского БПЛА применяется вертолет Schweizer 330SP, на который
устанавливается набор специального оборудования. Такая архитектура позволила
упростить и удешевить строительство и обслуживание техники. Кроме того, за счет
использования существующей конструкции специалисты Northrop Grumman смогли не
тратить время на создание "платформы" для специального оборудования.
Беспилотник оснащается турбовальным двигателем Rolls Royce 250-C20W мощностью
420 л.с. Такая силовая установка позволяет развивать максимальную скорость более
210 км/ч или крейсерскую на уровне 200 км/ч. Практический потолок – 6100 м.
Радиус действия – до 200 км. Продолжительность полета зависит от состава
полезной нагрузки и взлетного веса. При использовании самой тяжелой аппаратуры
MQ-8B способен летать около 5 часов. Стандартная нагрузка позволяет вести
патрулирование в течение 8 часов или более.
Под носовым обтекателем аппарата находится блок оптико-электронного
оборудования. Для наблюдения за обстановкой в заданном районе машина оснащается
видеокамерой, тепловизором и лазерным дальномером. Бортовое оборудование
позволяет вести наблюдение и производить обнаружение целей. Видеосигнал
передается на пульт управления.
Беспилотники RQ-8A и MQ-8B разрабатывались с учетом использования с различными
платформами-носителями, что сказалось на их возможностях. Так, бортовая
автоматика способна производить взлет и посадку самостоятельно, без участия
оператора. Имеется автопилот с функцией сохранения указанного курса и вывода в
заданную точку. При этом сохранена возможность управления оператором в любой
момент времени и на любой точке маршрута. Утверждается, что обслуживанием
аппаратов Fire Scout может заниматься группа специалистов минимально возможной
численности.
Состав полезной нагрузки зависит от поставленных задач. Помимо встроенного блока
аппаратуры наблюдения MQ-8A может нести радиолокационную станцию или управляемое
вооружение. Разрабатывается набор аппаратуры для обнаружения морских мин. Начать
использование этой системы планируется через несколько лет.
Строительство опытного экземпляра БПЛА MQ-8B Fire Scout началось весной 2006
года. К осени аппарат был готов и был передан на испытания. 18 декабря того же
года на базе Патаксент-Ривер новый беспилотник впервые поднялся в воздух.
Следующие несколько лет компания Northrop Grumman занималась его испытаниями и
совершенствованием.
Вскоре после начала испытаний проектом вновь заинтересовались военно-морские
силы. Сообщалось, что ВМС заказывают несколько опытных экземпляров БПЛА Fire
Scout в версии, доработанной в соответствии с требованиями флота. В течение
некоторого времени проект реализовывался при поддержке двух видов вооруженных
сил, но в январе 2010 года армия отказалась от него. В дальнейшем все работы
велись только в интересах ВМС США.
Первая посадка аппарата Fire Scout на палубу корабля состоялась в начале 2006
года. Ввиду отсутствия прототипов MQ-8B в этих испытаниях использовался беспилотник первой модели – RQ-8A. БПЛА в автоматическом режиме успешно сел на
палубу десантного корабля USS Nashville (LPD-13), двигавшегося со скоростью
около 17 узлов. Вскоре началось строительство опытных аппаратов MQ-8B, которые
использовались в следующих испытаниях.
В конце 2008 года ВМС США получил несколько экземпляров новых БПЛА для опытной
эксплуатации. В конце весны следующего года флот начал испытания аппаратов на
кораблях во время выхода в открытое море. В сентябре 2009 года началась
эксплуатация аппарата MQ-8B на борту фрегата USS McInerney (FFG-8). 3 апреля
2010 года беспилотник впервые был использован в реальной операции. Фрегат McInerney, находившийся в восточной части Тихого океана, принял участие в поимке
судна контрабандистов. БПЛА использовали для обнаружения и слежения за судном с
незаконным грузом.
В настоящее время в интересах ВМС США ведется серийное строительство новых БПЛА
MQ-8B. Основными носителями такой техники в обозримом будущем должны стать
корабли LCS. Для их оснащения заказаны 24 беспилотника. Предполагается, что Fire
Scout будут применяться для наблюдения за акваториями на удалении от базового
корабля, а также для поиска мин, подводных лодок и иных угроз. В дальнейшем
возможно появление нового заказа с целью оснащения иных кораблей американского
флота.
В 2015 году компания Northrop Grumman начнет морские испытания корабельного
беспилотного разведывательного аппарата MQ-8B Fire Scout с новой бортовой РЛС
Telephonics RDR-1700B (обозначение ВМС США - ZPY-4(V)1) , которая сможет
отслеживать до 200 морских целей на дальности 15 миль (27,8 км), сообщает
flightglobal.com 19 июня.
Новый радар разработки компании Telephonics станет дополнением к датчикам и
позволит БЛА вести разведку далеко за горизонтом, говорит вице-президент
отделения тактических систем средней дальности компании "Нортроп" Джордж
Вардулакис (George Vardoulakis). В начале будущего года аппарат с новой РЛС
будет развернут на борту прибрежного боевого корабля USS Fort Worth класса
Freedom.
Спустя 17 месяцев после подписания контракта с компанией "Телефоникс" 7 мая
этого года был продемонстрирован опытный образец модернизированного БЛА. Радар
Х-диапазона с синтезированной апертурой способен обнаруживать цели с ЭПР 1 кв. м
при волнении моря до 3 баллов. Хотя РЛС обладает внушительными характеристиками,
ее масса не превышает 34 кг (74 фунтов).