Dassault nEUROn - беспилотный боевой летательный аппарат (UCAV),
разрабатываемый фирмой "Dassault Aviation" (головной подрядчик) в качестве
демонстратора технологий. Самолет-невидимка UCAV представляет собой летающее
крыло треугольной формы и является последним, третьим, элементом программы LOGIDUC фирмы "Dassault" по созданию боевого БЛА. До июня 2005 года nEUROn
позиционировался как развитие проекта AVE-C Moyen Duc от 2001 года с двумя
двигателями версии AVE Grand Duc. Но на Парижском авиасалоне 2005 года показали
натурный макет менее амбициозной машины с одним двигателем. Затем nEUROn стал
совместным европейским проектом, к которому подключились фирмы "Saab" (Швеция), ЕАВ (Греция), RUAG (Швейцария), EADS CASA (Испания) и "Alenia" (Италия).
Считается, что nEUROn проложит путь к новому поколению самолетов UCAV в
2020-2025 годах. Фирма "Dassault" не исключает возможность использования
полученных результатов испытаний этого проекта для разработки других UCAV.
В серийном производстве двигатель Turbomeca Adour, установленный на nEUROn,
заменят на более мощный и подходящий для этой модели вариант турбовентиляторного
двигателя SNECMA M88. Французское агентство по разработке и оценке систем
вооружения решило проводить летные испытания nEUROn во Франции, Швеции и Италии
для поддержания и развития у участвующих в проекте компаний навыков
конструирования, исследования и отработки технологий, которые к 2015 году
потребуются для проектирования боевого БЛА следующего поколения.
В 2006 году начальный бюджет в 400 млн евро увеличили еще на 5 млн для создания
внутренних отсеков под различные модули вооружения и аппаратуры лазерного целеуказания. Промышленность приступила к трехлетнему этапу определения систем и
их конструирования. За ним последовал этап производства и сборки. Начало летных
испытаний прототипа планируется на вторую половину 2012 года. Двухлетняя
программа испытаний будет состоять из примерно 100 полетов, включая отработку
боеприпасов с лазерным наведением.
В ходе программы были построены уменьшенные копии
БПЛА серии AVE (Aeronefs de Validation Experimentale). Первый полет
прототипа AVE-D (AVE-Discretion)
состоялся в 2000 году. Впоследствии для улучшения характеристик малозаметности
была разработана бесхвостая версия. Однако в новой аэродинамической конфигурации
беспилотник стал менее стабильным в полете. В итоге был создан опытный образец
AVE-C (AVE-Control) для совершенствования управляемости.
В воздух он впервые поднялся в 2003 году. 30 июня
2008 года AVE-D
впервые совершил полностью автономный полет, а 1
декабря 2012 года совершил первый полет уже полноразмерный
nEUROn.
БЛА nEUROn выглядит аналогично AVE-С, который является вторым прототипом Dassault Petit Duc ("small duke"). Как AVE-C, nEUROn не оборудован хвостовым
килем и имеет W-образную конструкция крыла. Как и американские X-45C и X-47B, БЛА nEUROn выполнен по схеме
"летающее крыло", для снижения радиолокационной
заметности – без вертикального и горизонтального хвостового оперения. Длина
аппарата – 9,5 м, размах крыла – 12,5 м. Максимальная взлетная масса nEUROn
оценивается в 6 т. Шасси будет "трехколесного" типа для передвижения, взлета и
посадки. БЛА nEUROn будет оснащен двумя реактивными двигателями Adour Mk 951
совместного предприятия британской компании Rolls-Royce Group plc и французской
частной компании Turbomeca (RRTM - Rolls-Royce Turbomeca Limited) . Скорость
аппарата дозвуковая, не будет превышать М=0,8.
На борту БЛА будет устанавливаться как разнообразная аппаратура наблюдения, так
и высокоточное оружие для ударов по наземным и морским целям. Оружие будет
размещаться во внутреннем отсеке. Беспилотный летательный аппарат nEUROn будет
оснащен спутниковой и инерциальной системами навигации, каналом передачи данных, стелс-функциями, сложными структурами из углеродного волокна, а также внутренним
отсеком для оружия. Автоматическое обнаружение/распознавание целей обеспечит nEUROn возможность точного выявления наземных целей.
nEUROn будет иметь возможность нести две 250 килограммовые бомбы с лазерным
наведением в двух бомбовых отсеках. Вооружение БЛА составят авиабомбы Mk-82,
CBU-12 и JDAM. БПЛА, как ожидается, сможет находиться в воздухе несколько часов
с высокой дозвуковой скоростью, т.е. с максимальной скоростью 70-80% от скорости
звука (скорость звука в воздушной среде составляет 1100-1200 км/час).
Беспилотные аппараты nEUROn будут управляться с наземных станций и станций
управления, находящихся в боевых самолётах, таких как французские Rafale или
шведские Gripen.
До 2014 года БЛА nEUROn будет проходить испытания во Франции, затем он будет
отправлен в Видсел (Швеция) на эксплуатационные испытания. Затем он будет
отправлен на полигон Пердадесфогу (Италия) для дальнейших испытаний, в частности,
по применению оружия и стелс-измерениям.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
nEUROn |
Размах крыла, м |
12.50 |
Длина, м |
9.50 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого |
4500 |
максимальная взлетная |
6000 |
топлива |
|
Тип двигателя |
1 ТРДД Turbomeca/Rolls-Royce
Adour Mk 951 |
Тяга, кН |
1 х
28.91 |
Максимальная скорость, км/ч |
850 |
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Радиус действия, км |
|
Продолжительность полета, ч |
|
Практический потолок, м |
|
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2012
|