Летом 2017 года на авиасалоне МАКС, а затем на форуме "Армия-2017" Группа
"Кронштадт" представила свой давно ожидаемый БЛА "Орион", разработанный по заданию Министерства обороны России в рамках ОКР "Иноходец". Было
представлено два "Ориона". В отдельном шале на авиасалоне МАКС-2017 в первый день выставки был представлен военный вариант БЛА с целевой нагрузкой и
вооружением, и его осмотрел президент Владимир Путин. Другой вариант - в экспортном облике "Орион-Э" демонстрировался всем желающим и без
вооружения.
Тендер на разработку БАК СД (Беспилотный авиационный комплекс средней
дальности) или "Иноходец" был объявлен 14 октября 2011 года. Он был выигран компанией "Транзас" (которая затем прошла реорганизацию и получила
наименование "Кронштадт") из Санкт-Петербурга, которая предложила проект "Орион" (или "изделие 90″). С конкурирующими предложениями выступили компании
"Туполев" и "Вега".
Испытания разведывательно-ударного беспилотника большой продолжительности полета "Орион"
начались 13 мая 2016 года в Летно-исследовательском институте имени Громова (Жуковский, Подмосковье).
"Орион" является российским аналогом БЛА MQ-1 Reaper и имеет схожий облик с
американским аппаратом. Так, у него имеется V-образное хвостовое оперение, на нем установлен простой двигатель Rotax 914 мощностью 86 кВт (115 л.с.),
оснащенный турбокомпрессором для повышения высотности. Двухлопастный винт АВ-115 диаметром 1,9 метра производится компанией "Аэросила". Для серийного
производства компанией "Агат" во взаимодействии с ЦИАМ разрабатывается российский двигатель АПД-110/120. "Орион" имеет убирающееся шасси с носовой
стойкой шасси, а также задним убираемым костылем для защиты винта.
Разработчик "Ориона" Николай Долженков заявил, что когда начались работы по
БЛА, "не было никого оборудования или системы, которую можно было бы использовать на нашем БЛА", причем как на самом аппарате, так и на земле. В
результате 100% деталей и оборудования являются новыми и несмотря на риски компании удалось разработать несколько ключевых технологий, которые нельзя
было приобрести за границей. Были разработаны технологии, которые не существовали в России еще пять лет назад. Среди них Долженков отметил концепцию и
методы производства деталей конструкции из композитных материалов, способных выдерживать небольшую нагрузку. Кроме того, компании удалось освоить
технологию серийного производства фюзеляжей из композитов благодаря методу вакуумной инфузии. Это не только обшивка "Ориона", но также и несущие
конструкции, которые изготавливаются из композитов. Другим новым решением, о котором упомянул Долженков, стала электрическая антиобледенительная система
для углепластиковых элементов, которые не могут нагреваться. В результате география применения БЛА расширилась, включая регионы с холодным климатом.
Результаты летных испытаний показали, что компания разработала аппарат, способный конкурировать не только с имеющимися БЛА, но также и с перспективными
системами.
БРЭОУ "Ориона" имеется два отсека для полезной нагрузки - маленький отсек
расположен в носовой части, а второй, более объемный, в центральной части фюзеляжа. В переднем отсеке расположена обзорно-прицельная
гиростабилизированная оптико-электронная система (МОЭС), разработанная московской компанией НПК СПП на платформе Argos, поставляемой южноафриканским
филиалом концерна Airbus компанией DS Optronics. Система МОЭС имеет диаметр 410 мм и массу 56 кг. Она состоит из двух тепловизионных камер с переменным
угловым полем, телевизионная камеры широкоугольной и лазерного дальномера/целеуказателя. МОЭС может обнаруживать и сопровождать в автоматическом режиме
цели для управляемого оружия. В центральном отсеке может размещаться платформа с цифровыми камерами или обзорная РЛС, которая закрывается крупным
обтекателем из радиопрозрачного материала. РЛС для "Ориона" выпускается московским предприятием "Фазотрон-НИИР". Другой вариант, предназначенный для
сбора информации о вражеских системах ПВО, оснащается радиоэлектронным и электромагнитным оборудованием.
Целевые нагрузки БЛА:
- Оптико-электронная система с ТВ- и ИК-каналами,
- Цифровая аэрофотосистема высокого разрешения,
- Радиолокационная система,
- Аппаратура пеленгации источников радиоизлучения.
в ходе форума "Армия-2017", проходившем в августе 2017 года, компания ОКБ "Авиаавтоматика"
из Курска впервые продемонстрировала три образца управляемых бомб - одна калибра 25 кг и две по 50 кг, специально разработанных для БЛА. Представитель
компании заявил, что бомба массой 25 кг сбрасывалась с "Ориона".
Все три образца бомб имеют прямоугольную форму корпуса с закругленной
носовой и хвостовой частями, но разной длины. К ним крепятся крылья и стабилизаторы различной формы, а также системы наведения. Самая маленькая из них
массой 25 кг имеет крестообразные крылья и оперение, а также инерциальную систему наведения, комбинированную с наведением по GPS. 50-кг бомбы имеют два
варианта - один с крыльями и стабилизаторами крестообразной формы и инерциальной системой наведения, плюс GPS, и второй с складывающимися крыльями
большего размаха, расположенных сверху бомбы, а также лазерной и ТВ-системами наведения. Эти бомбы были представлены вместе с тактическим БЛА "Юпитер-3"
массой 150 кг.
Проект управляемых ракет для БЛА является частной инициативой ОКБ "Авиаавтоматика",
и не финансируется Министерством обороны России. Корпорация КТРВ также судя по всему разрабатывает вооружение для БЛА, но результаты этих работ еще не
представлены.
На форуме "Армия-2020" компания "Кронштадт" представила модернизированный с
учетом опыта применения на полигонах Минобороны Комплекс воздушной разведки с беспилотными летательными аппаратами большой продолжительности полёта с
возможностью выполнения разведывательно-ударных задач "Орион".
У БЛА увеличена грузоподъемность, также он перешел в категорию
разведывательно-ударных. На "Орион" установлена и прошла апробацию система управления оружием – это высокоточные авиационные средства поражения калибром
от 50 кг разработки "Кронштадта" и других отечественных предприятий.
Назначение:
- воздушное патрулирование назначенных районов;
- оценка результатов нанесения ударов;
- топографическая разведка
местности;
- картографирование местности в радиолокационном диапазоне;
- поражение малоразмерных наземных и надводных слабозащищённых целей с
применением комплекс авиационного вооружения;
- целеуказание для применения авиационных среде поражения авиацией и
артиллерией.
Интересно, что на форуме "Армия-2020" БЛА "Орион" впервые демонстрировался
вместе с авиационные средствами поражения (АСП). До этого, на МАКС-2019, был представлен "Орион" только с противопожарной бомбой - авиационным средством
пожаротушения АСП-500.
На форуме "Армия-2020" БЛА "Орион" впервые демонстрировался вместе с
авиационные средствами поражения (АСП). На выкладке у БЛА были выложенные следующие АСП:
- Авиационная малогабаритная управляемая ракета Х-50, разработчик АО "КТРВ",
- Корректируемая малогабаритная авиационная бомба КАБ-20, разработчик ФГУП
"ЦНИИХМ",
- Управляемая планирующая авиационная бомба УПАБ-50 с боевой частью РСЗО
"Град", разработчик АО "Кронштадт",
- Корректируемая малогабаритная авиационная бомба КАБ-50 с боевой частью
РСЗО "Град", разработчик АО "Кронштадт", было показано три варианта исполнения с различными система наведения: лазерное, теле- и тепловизионное,
- Неуправляемая авиационная бомба ФАБ-50 с боевой частью РСЗО "Град",
разработчик АО "Кронштадт".
Так же был продемонстрирован держатель грузов (бомбодержатель) калибром до
150 кг БД-2-У, созданный АО "Кронштадт". Он предназначен для подвески, транспортирования и сбрасывания грузов (бомб, ракет, др. спец. нагрузки).
По сообщению информационного агентства РИА Новости, в августе 2019 года было
начато серийное производство разведывательного беспилотного летательного аппарата "Орион". А 20 апреля 2020 года Группа "Кронштадт" и Министерство
обороны России подписали акт приемки первого беспилотного комплекса большой продолжительности полета "Орион" в составе трех машин.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Орион |
Размах крыла, м |
16.00 |
Длина, м |
8.00 |
Высота, м |
0.90 |
Масса, кг |
|
пустого |
|
нормальная взлетная |
1000 |
максимальная взлетная |
1200 |
полезной нагрузки |
60-200 |
Тип двигателя |
1 ПД Rotax 914 |
Мощность, л.с. |
1 х 115 |
Крейсерская скорость, км/ч |
120-200 |
Практическая дальность, км |
|
обычная |
250 |
с использованием ретранслятора |
300 |
Продолжительность полета, ч |
24 |
Практический потолок, м |
7500 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|