Комплекс беспилотной воздушной разведки и наблюдения с беспилотными
летательными аппаратами (БЛА) "Орлан-10" разработан российским предприятием ООО
"Специальный технологический центр" (СТЦ).
Комплекс с БПЛА "Орлан-10" позволяет контролировать протяженные объекты в
труднодоступной местности. Может использоваться для спасательно-поисковых работ.
Сложные метеоусловия не станут помехой при использовании комплекса Орлан-10
благодаря высокой устойчивости беспилотного аппарата. При построении БПЛА
Орлан-10 использовалась модульная архитектура, что позволяет менять состав
бортового оборудования весьма оперативно, а также перевозить БЛА в разобранном
виде.
Беспилотный летательный аппарат Орлан-10 оснащен фотоаппаратом и
гиростабилизированной телевизионной камерой.
Наземный пункт управления (НСУ) позволяет одновременно управлять 4 аппаратами.
Любой из аппаратов может быть использован в качестве ретранслятора, для передачи
сигналов управления более удаленным БЛА.
Возможности комплекса:
-
оперативная замена полезной нагрузки и состава бортового оборудования,
-
обеспечение видео- и фотосъемки в сочетании с регистрацией текущих параметров
(координаты, высота, номер кадра),
-
использование в сложных метеоусловиях и с ограниченных площадок,
-
размещение контрольно-измерительной аппаратуры внутри консолей крыла,
-
наличие бортового генератора позволяет использовать активные нагрузки в течение
всего полета,
-
использование одного БПЛА в качестве ретранслятора для остальных.
Беспилотный летательный аппарат "Орлан-10" имеет максимальный
взлетный вес до 18 килограмм, до пяти из которых может приходиться на полезную
нагрузку. Аппарат смешанной (металл и пластик) конструкции выполнен по схеме
высокоплана с передним расположением двигателя и тянущим винтом. Хвостовое
оперение тоже выполнено по классической схеме, хотя киль "Орлана" сделан гораздо
более развитым, чем стабилизатор. В то же время, это решение выглядит вполне
понятным: легкий беспилотник будет менее подвержен воздействию бокового ветра, а
для нормальной аэродинамики достаточно и имеющегося сравнительно узкого
стабилизатора.
Старт беспилотного аппарата происходит со специальной разборной
катапульты. После первоначального разгона полет происходит за счет маломощного
бензинового двигателя (рекомендовано топливо АИ-95). Скорость полета может
находиться в пределах от 75 до 170 километров в час, в зависимости от
тактической необходимости. "Орлан-10" может находиться в воздухе до 18 часов,
при этом в большинстве случаев максимальное удаление от пульта управления не
должно превышать 180-200 километров, иначе будет невозможно принимать сигнал с
видеоаппаратуры беспилотника. Потолок "Орлана" достигает пяти километров.
Посадка после выполнения задания производится при помощи
парашюта: оператор выводит аппарат в заданный район, сбрасывает скорость и дает
команду на открытие купола. Помимо парашюта имеется еще две системы,
обеспечивающие сохранение аппарата при жесткой посадке. Для этого перед касанием
надувается пневматический баллон-амортизатор, а при превышении допустимой
перегрузки конструктивные элементы "Орлана" отсоединяются друг от друга, что
позволяет значительно уменьшить получаемые повреждения.
Конструктивное исполнение БПЛА Орлан 10 с модульной архитектурой позволяет
оперативно менять полезные нагрузки и варьировать состав бортового оборудования.
Высокая устойчивость и хорошая управляемость допускают использование БПЛА
"Орлан-10" в сложных метеоусловиях и с ограниченных площадок.
Компоновочная схема с разборным фюзеляжем, наилучшим образом соответствуют
решаемым задачам и обеспечению удобства транспортировки комплекса БПЛА.
Дополнительный объем внутри консолей крыла беспилотника позволяет разместить на
борту широкий спектр аппаратуры полезной нагрузки.
"Орлан-10" может быть оснащен сразу несколькими типами целевого
оборудования. По словам главного конструктора СТЦ Р. Иванова, одновременно на
одном беспилотнике могут быть смонтированы фото- и видеокамера, тепловизор,
радиопередатчик для передачи изображения на пульт и даже ретранслятор сигнала.
Последний будет полезен для единовременного использования нескольких "Орланов",
в том числе и за пределами рекомендованного радиуса действия. Благодаря этому
можно производить наблюдение несколькими средствами без необходимости
возвращения на базу и замены оборудования.
Полезная нагрузка БПЛА "Орлан-10":
Фотокамеры плановые:
- Canon EOS 500D
- Сanon EOS 50D
- Сanon EOS 5D
Видеокамеры:
- Плановые (Flir Photon 320, Flir Photon 640, BHV-558 EX)
- Курсовые (Flir Photon 320, Flir Photon 640, BHV-558 EX)
- Поворотные (Flir Photon 320, Flir Photon 640)
- Гиростабилизированные (Controp D-STAMP, U-STAMP)
Тепловизоры:
- Flir Photon 320
- Flir Photon 640
Интересно, что "Орлан-10" может выполнять те функции, которые в
других обстоятельствах возлагались бы на несколько беспилотников других типов. В
качестве примера чаще всего приводятся израильские БПЛА Bird-Eye и Searcher.
Так, продолжительность полета "Орлана" находится примерно на том же уровне, что
и у "Серчера". В то же время, российский беспилотник весит не более 18
килограмм. Взлетный вес аппарата Searcher, в свою очередь может доходить до
двухсот килограмм. Что касается Bird-Eye, то его массогабаритные показатели
гораздо ближе к "Орлану-10", что не мешает ему, тем не менее, серьезно
проигрывать в продолжительности и дальности полета. Bird-Eye, так же, как и
"Орлан-10", взлетает с катапульты и садится на парашюте, а Searcher нуждается во
взлетно-посадочной полосе.
Правда, не совсем понятно, почему сравнение "Орлана" идет именно
с этими аппаратами, ведь они довольно сильно различаются по массе параметров.
Некоторое сходство наблюдается только у Bird-Eye и "Орлана": полные комплексы с
беспилотником, пультом управления и остальной сопутствующей аппаратурой стоят
порядка 30 миллионов рублей. Возможно, причина такого спорного сравнения
"Орлана" с зарубежными беспилотниками в том, что именно на Bird-Eye и Searcher
"положили глаз" ответственные лица из министерства обороны.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Орлан-10 |
Размах крыла, м |
3.10 |
Длина, м |
1.80 |
Высота, м |
|
Масса, кг |
|
пустого |
12.50 |
максимальная взлетная |
18 |
Тип двигателя |
1
ДВС |
Мощность, л.с. |
1 х |
Крейсерская скорость, км/ч |
100-150 |
Практическая дальность, км |
600 |
Радиус действия, км |
50-120 |
Продолжительность полета, ч |
10-18 |
Практический потолок, м |
6000 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2014
|