Уголок неба ¦ Яковлев Пчела-1

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная беспилотные аппараты
   Пчела-1
       
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1990
Тип: Оперативный разведывательный БПЛА
  ЛТХ     Доп. информация
   


На экране видеоконтрольного устройства бушует лесной пожар. Оператор-наблюдатель, внимательно следящий за изображением на экране, иногда с помощью пульта управления перемещает картинку вперед или назад, влево-вправо, приближает или удаляет ее от себя. Его задача - оценить увиденное, определить размеры охваченного пожаром участка, привязать его к координатам местности и сообщить "наверх" для принятия решения.

Координаты местности и привязку к участку оператор-наблюдатель получает с другого дисплея, расположенного рядом, за которым работает штурман. На экране его видеоконтрольного устройства - карта местности с нанесенными на ней замкнутыми геометрическими фигурами, по которым медленно ползет мерцающая искорка.

"Искорка" - это дистанционно-пилотируемый аппарат (ДПЛА), который с помощью установленной на борту телекамеры показывает оператору пожар, разгоревшийся от него на расстоянии нескольких десятков километров. Часами оператор-штурман может "водить" ДПЛА в зоне, интересующей оператора-наблюдателя, менять высоту от сотни метров до нескольких километров, а затем вернет аппарат к наземному пункту дистанционного управления (НПДУ) и плавно на парашюте опустит его, слегка задымленного и почерневшего на землю.  Замена парашюта, заправка топливом и ДПЛА готов к новому полету в очередной экстремальной ситуации.

Такова в общих чертах идея беспилотной воздушной разведки, и так, опять же приблизительно, можно представить картину будущего применения комплексов с ДПЛА в мирных целях. Пока же существующие в большинстве развитых стран комплексы с ДПЛА применяются для разведки пожаров, но далеко не лесных.

ДПЛА представляют собой частный класс летательных аппаратов, занимающий промежуточное положение между пилотируемой авиацией и беспилотной ракетной техникой.

Термин "дистанционно-пилотируемые" подразумевает не просто радиоуправляемый аппарат по типу модели. Смысл дистанционного управления сводится к тому, что между человеком - оператором, находящимся на НПДУ, и летящим ДПЛА непрерывно происходит обмен информацией, а с помощью полезной нагрузки, находящейся на борту (телевизионная камера, ИК-аппаратура), создается иллюзия наблюдения за наземными целями под его крылом. Огромное значение имеет и то, что на оператора не действуют реальные физические и психологические нагрузки, свойственные экипажам пилотируемых самолетов.

Эффект информационного присутствия человека на борту ДПЛА, позволяющий сохранить основные положительные качества авиации - гибкость и быстроту реакции на непредвиденное изменение обстановки и многоразовость применения этих аппаратов, - вот основные отличия ДПЛА от беспилотных аппаратов вообще.

В последние годы создание ДПЛА стало одной из наиболее быстро развивающихся отраслей авиационно-космической промышленности во многих странах мира. 41 страна, в той или иной степени, ведет сейчас разработки подобных машин. В значительной степени это вызвано успешным использованием их в ряде проведенных в последние десятилетия, боевых операций.

Несмотря на продолжающиеся сокращения средств на оборону в странах НАТО, программы по модернизации и разработке новых ДПЛА, по оценке западных экспертов, становятся приоритетными, и их финансирование не сокращается, а непрерывно растет. Основные заказчики беспилотных ЛА в странах НАТО в настоящее время при выработке тактико-технических требований к ним опираются на опыт боевого использования штатных ДПЛА, полученный в ходе операции "Союзническая сила" НАТО против Югославии в 1999-м.

Тогда разведывательные ДПЛА сыграли заметную роль в получении информации о противнике в реальном масштабе времени. Для этого задействовали около 90 американских, французских, германских и английских аппаратов: PQ-1A "Предейтор", BQM-165 "Хантер", "Пионер", С-289 "Пайвер", "Кресерель" и "Феникс". В ходе операции было потеряно 30 ЛА, из них сбито не менее половины.

В июле 2000-го британская фирма "Шепард конференсиз" провела в Лондоне 8-ю международную конференцию по ДПА. Три дня более 400 специалистов из 25 стран подводили итоги современного состояния беспилотной техники, анализировали уроки ее применения в локальных конфликтах (Босния, Косово), обсуждали перспективы их дальнейшего развития.

В будущих войнах и конфликтах XXI века, по оценкам подавляющего большинства западных экспертов, США и страны НАТО будут делать ставку на применение сравнительно дешевых ДПЛА. Слишком уж большой становится цена возможных потерь пилотируемых самолетов и летного состава. Стоимость современного самолета в настоящее время достигает 50-60 млн.долл. Да и на подготовку высококлассного летчика надо потратить еще 10 млн.долл. В то же время, многие задачи, возлагаемые на пилотируемую авиацию, могут с успехом выполняться боевыми ДПЛА.

На конференции в очередной раз подчеркнули, что основными достоинствами беспилотных аппаратов перед летательными аппаратами являются исключение потерь личного состава в ходе боевых действий, что особенно важно при ведении ограниченных войн и в локальных конфликтах, возможность достижения тех же целей при меньших затратах, более низкие демаскирующие признаки, высокая маневренность и большая живучесть.

Отмечались повышенная надежность, уменьшенная масса и стоимость аппарата, благодаря снятию многих конструктивных ограничений, связанных с отсутствием летчика. На порядок и более повышается пребывание ДПЛА в разведываемом районе, при этом имеется возможность обнаружения целей с безопасной дальности и высоты пролета над ними.

Получение необходимых видеоданных в реальном масштабе времени обеспечивает ситуационную осведомленность командующих на ТВД, а также обнаружение движущихся и высокомобильных целей. Значительно ниже и стоимость жизненного цикла из-за отсутствия летного состава и сокращенное материально-техническое обеспечение.

Рынок ДПЛА динамично развивается в последние годы и, как подчеркивалось на конференции, достаточно перспективен. Конфликты в Боснии и Косово, где для наблюдения, разведки и целеуказания широко применялись беспилотные аппараты, привели к активизации этого рынка.

В ходе военной операции в Афганистане США впервые применили ДПЛА PQ-1 "Предейтор" для нанесения ракетных ударов. При этом управление им велось с территории Соединенных Штатов, за тысячи километров от места боевых действий.

Использование этих ЛА, считают представители министерства обороны США, является революционным сдвигом в способах участия в вооруженных конфликтах. Специалисты Пентагона отмечают, что их применение позволит ВВС вести стрельбу ракетами по наземным целям с меньшей высоты, не подвергая при этом риску жизнь пилотов.

По прогнозам американской фирмы "Форкаст интернэшнл"/ДМS за десятилетний период до 2010-го планируется произвести около 3000 разведывательных ЛА на общую сумму 1,6 млрд.долл. К их числу следует отнести, как наиболее перспективные разработки, так и усовершенствованные разведывательные ДПЛА. В США в настоящее время главным направлением программ приобретения разведывательных "беспилотников" стало стремление как можно скорее оснастить ими все виды вооруженных сил.

Из Балканского конфликта США извлекли собственные уроки и решили продолжать работы по ДПЛа- высотному с большой продолжительностью полета PQ-1А "Предейтор", а также по двум конкурсным программам, предусматривающим создание армейского для непосредственной поддержки наземных войск и морского аппаратов.

В основном это разработки тактических ДПЛА (с дальностью разведки до 100 км). Пересеченная местность Косово, горные вершины и дороги в такой местности показали, почему современная армия нуждается в тактических ДПЛА: они могут обеспечить их информацией о том, что ждет войска за ближайшим холмом или укрытием близлежащих горных хребтов.

ОКБ имени А.С.Яковлева работает над тактическими ДПЛА с 1980-го и является единственной организацией из нескольких десятков, сумевшей дойти в этом деле до финиша создать аппарат, который завершил госиспытания, освоен в серийном производстве и поставлен на вооружение.

Это было обусловлено тем, что ДПЛА "Пчела-1Т" разрабатывался как обычный военный самолет без скидок на размеры. При этом в процессе его разработки лежало полное выполнение требований заказчика, а не достижение уникальных характеристик. Это позволило успешно использовать "Пчелу-1Т" в двух чеченских войнах, причем в условиях, когда применение зарубежных тактических ДПЛА практически исключалось.

Комплекс "Строй-П" с ДПЛА "Пчела-1Т" (головной разработчик ГУП НИИ "Кулон"), созданный в 1990-м, предназначен для круглосуточного наблюдения объектов и передачи их телевизионного или тепловизионного изображения в реальном масштабе времени на наземный пункт управления. В 1997-м комплекс, допускающий телевизионную разведку в светлое время суток, принят на вооружение Российской армии.

Боевые действия на Северном Кавказе показали, что из существующих беспилотных самолетов, находящихся на вооружении в РФ или на различных этапах разработки, "Пчела" наиболее пригодна к применению в реальных условиях. С помощью "Пчелы" получили уникальную развединформацию, которую невозможно добыть другими способами. Эти сведения, использованные при нанесении артиллерийских ударов и действий подразделений сухопутных войск и морской пехоты, спасли жизнь сотням российских солдат.

"Пчела-1Т" является многоцелевым летательным аппаратом и может быть переоборудована в ДПЛА для постановки помех связным радиостанциям и в воздушную мишень. При замене бортовой телевизионной аппаратуры аппаратурой постановки помех "Пчела-1Т" способна подавлять радиостанции в УКВ - диапазоне в радиусе 10-20 км.

В варианте воздушной мишени на ДПЛА вместо телевизионной системы устанавливается оборудование для увеличения заметности аппарата в оптическом и радиолокационном диапазонах, в том числе самолетными ответчиками и трассерами. При этом обеспечивается имитация воздушных целей, типа легких самолетов со скоростями 120-180 км/ч и высотами полета от 100 до 2500 м.

Старт ДПЛА осуществляется с помощью двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещенной на гусеничном шасси боевой машины десанта. Летательный аппарат управляется или по заданной программе, или оператором, которому достаточно ввести в ЭВМ только новые высоту и курс.

Все комплектующие элементы и системы аппарата, да и всего комплекса в целом, были созданы в стране впервые, что потребовало большого труда, энергии и предприимчивости.

В качестве силовой установки на ДПЛА "Пчела-1" применяется двухтактный двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания П-032, вращающий толкающий винт постоянного шага, расположенный в кольцевом оперении. Бортовое оборудование включает сменный комплекс разведывательной аппаратуры, в состав которой входит телевизионная камера или тепловизор. Телевизионная камера имеет объектив с фокусным расстоянием, изменяемым по команде оператора.

Оригинальная аэродинамическая схема с кольцевым оперением позволила уменьшить габариты аппарата и исключить его сваливание на малых скоростях полета. Крыло малого удлинения обеспечило необходимые аэродинамические характеристики при минимальных габаритах машины, позволяющих транспортировать ее любыми типами грузового автотранспорта.

Посадка на парашюте допускается на неподготовленную ровную площадку. Модульное построение фюзеляжа позволяет быстро заменить поврежденные агрегаты и отдельные элементы конструкции. Применение стеклопластика в конструкции планера обеспечивает малые затраты на серийное производство, простоту технического обслуживания в эксплуатации и малую степень повреждаемости.

Комплекс "Строй-П" включает в себя 10 летательных аппаратов, наземный пункт дистанционного управления, который вместе с пусковой установкой размещен на десантируемом бронетранспортере БТР-Д, технологическую машину (на базе автомобиля КАМАЗ) и транспортно-заряжающую машину (на шасси ГАЗ-66). Комплекс полностью обеспечивает техническое обслуживание ДПЛА перед стартом, его пуск и управление, прием и отображение в реальном времени телевизионной информации на экране оператора. На видеоконтрольном устройстве отображаются также маршрут аппарата и его текущие координаты.

Однако комплексы с ДПЛА вовсе не предназначены исключительно для военных целей. Ряд работ, возлагаемых в настоящее время на гражданские пилотируемые самолеты и вертолеты, может более экономично, эффективно, в ряде случаев без опасности для экипажа выполняться ДПЛА. Например, борьба с терроризмом, выявление наркотических посевов и криминальных баз в труднодоступных районах, поиск угнанных транспортных средств и нарушителей границы, контроль территорий, разведка и поисково-спасательные работы в труднодоступной местности.

Этот перечень можно при желании продолжить, поскольку он охватывает все стороны жизни населения страны. Ведь ДПЛА может использоваться для решения различных задач, связанных как с визуальным контролем наземных объектов с воздуха, так и контроля по различным физическим параметрам с помощью специальных датчиков.

Таким образом, потенциальный рынок сбыта для гражданских ДПЛА существует и обещает быть прибыльным. Чисто технические проблемы при разработке гражданских ДПЛА тоже не являются сверхтрудными.

Можно уверенно сказать, что общий уровень развития военных ДПЛА на сегодняшний день достаточен и для решения всех задач, которые могут стоять перед гражданскими комплексами.

Несмотря на сложное экономическое положение и сокращение военных заказов, конструкторы нашего ОКБ продолжают работы над дистанционно-пилотируемыми летательными аппаратами. Примерами могут служить совершенствование "Пчелы-1" и разработка перспективных многоцелевых аппаратов.

Диапазон наших интересов и возможностей довольно широк: от аппаратов "индивидуального действия" весом до 6 кг до боевых беспилотных самолетов весом до 6-7 т и вертикально взлетающего тактического ДПЛА. В них отражены последние научно-технические достижения, такие, как системы спутниковой навигации, электронные карты, радиоэлектронное оборудование на элементной базе, используемой в космической технике, и самые современные типы полезных нагрузок.

В основном, это комплексы с использованием "технологий двойного применения". Итак, есть проекты, есть уникальный опыт, есть (пока) возможности. Есть даже заказчики, которые с радостью использовали бы их во всех областях народного (и не только) хозяйства. А для этого нужны деньги, люди, время. Время уходит, хорошие и умные головы еще остались, а деньги... все еще боятся приходить в эти "долгосрочные рискованные наукоемкие технологии". А пора бы уже!

К тому же, комплексы, обеспечивающие выполнение той или иной операции в масштабах соответствующего географического региона, могут создаваться в интересах одного или более государств. С учетом требований, предъявляемых их возможными пользователями, масштабов решаемых задач и в результате поиска экономической эффективности проводимых разработок наиболее приемлемым может оказаться и создание кооперации исследовательских и конструкторских фирм заинтересованных стран. В результате разработок такой кооперации на первом этапе можно создать и испытать соответствующие варианты демонстраторов ДПЛА для потенциальных заказчиков.






 Модификации :
Пчела-1Т (изделие 61)  базовый вариант.
Пчела-1М (изделие 60)  модифицированный вариант БПЛА для комплекса "Строй-ПМ".
Пчела-1К  модификация с установкой высотного двигателя и усовершенствованного бортового оборудования для работы в условиях низкой освещенности (К-круглосуточный).



 ЛТХ:
Модификация   Пчела-1Т
Размах крыла, м   3.30
Длина, м   2.80
Высота, м   1.12
Масса, кг   138
Тип двигателя   1 ПД
Мощность, л.с.   1 х 32
Крейсерская скорость, км/ч   120-160
Радиус действия, км   60
Продолжительность военной разведки, ч   2
Практический потолок, м   3000
Минимальная высота полета, м   100


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Предсерийный вариант "Пчела-1Т"
 Второй опытный образец "Пчела-1Т"
 "Пчела-1Т" на мобильной ПУ
 "Пчела-1Т"
 "Пчела-1Т"
 "Пчела-1Т"
 "Пчела-1Т"
 "Пчела-1Т"
 "Пчела-1Т" в армейской части
 Комплекс воздушной разведки "Строй-П" с БПЛА "Пчела-1Т"
 Запуск "Пчела-1Т" с компплекса "Строй-П"
 Комплекс воздушной разведки "Строй-П" с БПЛА "Пчела-1Т"
 Комплекс воздушной разведки "Строй-П" с БПЛА "Пчела-1Т"
 "Пчела-1Т" на переносной ПУ
 "Пчела-1Т" в транспортном варианте
 Комплекс воздушной разведки "Строй-П" на колесном шасси (Камаз)
  Комплекс воздушной разведки "Строй-П" в походном положении (c) Виталий Кузьмин
  Комплекс воздушной разведки "Строй-П" с БПЛА "Пчела-1Т" (c) Виталий Кузьмин
 "Пчела-1М"
 "Пчела-1М"
 "Пчела-1К"
 Установка ТПУ-576 комплекса "Строй-ПД" для транспортировки и запуска двух беспилотных летательных аппаратов "Пчела-1К". Базовое шасси Урал-532362 (c) Виталий Кузьмин

  Схемы:

 Пчела-1Т

 



 

Список источников:

Крылья Родины 2002-03. Юрий Янкевич. Кому лететь на разведку
Yak.ru. ДПЛА "Пчела-1Т"
Оружие России. Станислав Закарян. Летающая экзотика: "насекомые" КБ Яковлева
Otvaga2004.mybb.ru. БПЛА
Авиапанорамма 2006-01. Кооперация ОКБ им. А.С. Яковлева (Пчела-1К)
C.Ганин, А.Карпенко, В.Колногоров, Г.Петров. Беспилотные летательные аппараты
Red Star 20. Yefim Gordon. Soviet/Russian Unmanned Aerial Vehicles


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: