БПЛА Northtop Grumman
RQ-180 представляет собой новое
поколение беспилотных систем, предназначенных, в отличие от тихоходных БЛА вроде
General Atomics Predator и Reaper, для действий в "недоступном" или "оспариваемом"
воздушном пространстве - то есть в условиях противодействия противника,
обладающего развитой системой ПВО и ВВС. Появление данного аппарата также
проливает свет на подлинные причины отказа ВВС США от дальнейшего использования БЛА RQ-4B Global Hawk Block 30, относящегося именно к предшествующему поколению БЛА.
Northtop Grumman выиграл секретный контракт министерства обороны США на создание
RQ-180 по результатам тендера, в котором также участвовали Boeing и Lockheed
Martin. Программа предположительно является совместной для ВВС США и ЦРУ и
осуществляется под управлением подразделения Rapid Capabilities Office ВВС США.
Аналогичным образом осуществлялась разработка другого ранее секретного и
близкого по назначению БЛА, хотя и меньших размеров - Lockheed Martin RQ-170
Sentinel. Анализ финансовой отчетности Northtop Grumman заставляет предположить,
что контракт на RQ-180 был получен в 2008 году, когда было указано необъясненное
увеличение портфеля заказов на 2 млрд долл в дивизионе Integrated Systems
корпорации. В финансовой отчетности Northrop Grumman за 2013 год было сообщено,
что неназываемая программа некоего самолета вошла в стадию предсерийного
производства (LRIP). Доступные космические снимки показывают новые укрытия и
ангары для воздушных судов с размахом крыла примерно 130 футов, сооруженные на
предприятии Northrop в Палмдейле (Калифорния) и на пресловутом объекте Area 51 -
закрытом летно-испытательном центре ВВС США у Грум-Лейк (Невада). Northtop
Grumman ранее в конце 2010 года заявила о существенном расширении своих
производственных мощностей в Палмдейле.
Основным назначением RQ-180 является ведение комплексной воздушной разведки с
использованием комплекса аппаратуры, включающего активные (с АФАР) и пассивные
разведывательные системы. Сообщается, что БЛА может быть также использован для
ведения РЭБ, В американской терминологии данный БЛА характеризуется как система
"проникающей" (penetrating) или "разрешительной" (permissive - в смысле
способности проникать в "запрещенное" воздушное пространство) разведки
(Intelligence, Surveillance and Reconnaissance - ISR)
RQ-180 является наследником участия Northrop Grumman в известной программе
ударного малозаметного БЛА Joint Unmanned Combat Air System (J-UCAS). Как
известно, эта объединенная программа ВВС и ВМС США в конце 2005 года пала
жертвой разногласий между видами вооруженных сил - флот хотел как можно скорее
получить пригодный палубный беспилотный ударник, а ВВС требовали более крупного
разведывательно-ударного самолета "глобального удара". Бюджетный документ ВМС
2007 финансового года показал, что программа J-UCAS была разделена в декабре
2005 года на создание демонстратора для флота (что привело к созданию БЛА
Northrop Grumman X-47B) и на "секретные программы ВВС". Тогда же Northrop
Grumman открыто обсуждала ряд конфигураций проекта X-47C с увеличенным крылом,
крупнейшей из которых был вариант с размахом крыла в 172 фута, с двумя
двигателями, созданными на основе General Electric CF34, и способный нести 10
000 фунтов боевой нагрузки.
RQ-180 меньше, чем этот проект, и не ясно, будет ли он решать ударные задачи. Он
сходен по размерам и дальности полета с Global Hawk, который весит 32250 фунтов
и может барражировать в течение 24 часов на расстоянии 1200 морских миль от
своей базы. Для сравнения, намного меньший по размерам RQ-170 имеет
продолжительность полета всего 5-6 часов.
Ключевой особенностью проекта RQ-180 является сокращение радиолокационной
заметности во всех ракурсах и в широкодиапазонном спектре, по сравнению с
самолетами Lockheed Martin F-117, F-22 и F-35. Конструкция оптимизирована для
обеспечения защиты от низко-и высокочастотных излучателей противника со всех
сторон. Проект также обеспечивает сочетание технологии Stealth с превосходной
аэродинамической эффективностью для увеличения высотности, дальности и
продолжительности полета.
Самолет использует вариант стелсовской аэродинамической компоновки Northrop,
именуемой “cranked-kite” и используемой также на X-47B, с высоким "гладким"
центропланом и длинными тонкими "наружными" крыльями. Инженеры Northrop Grumman
публично заявляли (еще до запуска секретной программы), что компоновка
“cranked-kite” является масштабируемой и гибкой, в отличие от компоновки
бомбардировщика В-2 , который имеет непрерывную переднюю кромку крыла.
Вычислительная гидродинамика позволила достичь новым Stealth-самолетам
аэродинамической эффективности "подобной планеру", заявили представители
промышленности. Управление сложной трехмерной системой воздушного потока
является ключом к достижению ламинарного обтекания большей части крыла и
проектирования стелс -совместимых систем воздухозаборников и сопел, которые
легче и эффективнее, чем примененные на B-2. Поддержание высокой степени
ламинарного обтекания на стреловидном крыле является значительным достижением
аэродинамики.
Управление ламинарным обтеканием и рост малозаметности потребовали широко
использования новых композитных технологий, которые, видимо, основываются на
разработках компании Scaled Composites, приобретенной Northrop Grumman в 2007
году.
Предположительно, RQ-180 использует два модифицированных двигателя General
Electric CF34, предлагавшихся для различных вариантов проекта Х-47. Не исключено
и использование дозаправки в воздухе.
Несмотря на серьезную бюджетную ситуацию для министерства обороны США, программа
RQ-180 пользуется приоритетом и продвигается без серьезных финансовых сокращений.
В сентябре 2013 года, не называя прямо RQ-180, командующий Боевым авиационным
командованием (Air Combat Command) ВВС США генерал Майкл Хостаж заявил: "За
десять лет мы создали самые невероятные способности и возможности ISR, которые
кто-либо когда-либо видел... Сейчас мы вынуждены выстраивать наши возможности [на
основе Reaper]. Я знаю, что мы не можем строить на них нашу национальную
стратегию".