"Шмель-1" - БПЛА малой дальности,
предназначен для ведения разведки в тактической глубине, а также для
использования в народном хозяйстве.Работы по созданию мини-БПЛА
начаты в ОКБ им. А. С. Яковлева в 1982 г. на основе опыта изучения боевого
применения израильских БПЛА в войне 1982 г. Первый опытный БПЛА (с ПД
мощностью 20 л. с.) совершил первый полет в 1983 г. Было построено 50
предсерийных БПЛА "Пчела", предназначенных для опытной эксплуатации с
целью разведки, РЭБ и ретрансляции, снабженных пневматическим посадочным
амортизирующим устройством. В 1985 г. началась разработка
БПЛА "Шмель-1" несколько больших размеров с четырехопорным шасси. Летные
испытания БПЛА "Шмель-1" в варианте, оснащенном телевизионным и ИК
оборудованием, начались в 1989 г. В 1992 г. начались испытания БПЛА в
варианте воздушной мишени.
БПЛА "Шмель-1" аппарат многоразового применения, выполненный по нормальной
аэродинамической схеме с толкающим винтом в кольцевой насадке. Аппарат
рассчитан на 10 применений. Старт - при помощи двух твердотопливных
ускорителей с короткой направляющей, размещенной на шасси БМД-1. Способ
посадки парашютно-амортизационный. Шасси четырехопорное, неубирающееся,
способно выдержать вертикальную перегрузку 10. Аппарат хранится и
транспортируется в сложенном виде в стеклопластиковом контейнере.
БПЛА совместно с наземным
оборудованием образует комплекс воздушного наблюдения "Стерх", в состав
которого входит интегрированная станция пуска и управления, размещенная на
гусеничном шасси боевой машины десанта БМД-1, БПЛА и передвижная станция
технического обслуживания. Оснащен сменными комплектами
разведывательной аппаратуры, в состав которых входят телевизионная камера,
тепловизионная камера, установленные на гиростабилизированной
подфюзеляжной платформе. Телевизионная камера имеет переменный
дистанционно изменяемый угол обзора (3 - 30 град.), поле наблюдения ИК датчика
составляет 3,4 высоты полета. Разрешение тепловизионного датчика 3 мрад. Устойчивость полета БПЛА
обеспечивает автопилот, в состав которого входит вычислитель, компас,
гировертикаль, датчики угловых скоростей и электроприводы управления
элеронами, рулями высоты и направления, а также дроссельной заслонкой
маршевого двигателя. В состав наземной части
комплекса входит интегрированная станция пуска и управления, размещенная
на гусеничном шасси боевой машины десанта БМД-1, БПЛА и передвижная
станция технического обслуживания.
Станция пуска и управления осуществляет автоматический предстартовый
контроль, пуск (на каждой машине может перевозиться один контейнер с БПЛА),
управление БПЛА, прием и отображение изображения местности на
телевизионном экране в реальном масштабе времени. На видеоконтрольном
устройстве, установленном на станции пуска и управления, отображается
картина местности, наблюдаемая с борта БПЛА, а также наложенные на нее
маршрут аппарата и его текущие координаты. Обеспечивается управление и
прием информации с БПЛА, находящегося на удалении 60 км от станции пуска и
управления. Возможно одновременное управление двумя БПЛА.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Шмель-1 |
Размах крыла, м |
3.25 |
Длина, м |
2.78 |
Высота, м |
1.10 |
Масса, кг |
130 |
Тип двигателя |
1 ПД |
Мощность, л.с. |
1 х 32 |
Крейсерская скорость, км/ч |
140 |
Продолжительность полета,ч |
2 |
Практический потолок, м |
3000 |
Минимальная высота полета, м |
100 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2020
|