Шведская компания Saab ведет разработку БПЛА
Skeldar V-200 вертолетного типа с 2005 года. Первый полет
прототипа (V-150) состоялся в мае 2006 года. Skeldar создан на базе беспилотного
вертолета Apid-55 шведской компании CybAero. Структурные части фюзеляжа
составляют элементы из углепластика, титана и алюминиевых сплавов. Хвостовое
оперение и лопасти несущего винта могут быстро отстыковываться и
пристыковываться для хранения и транспортировки. В состав бортовой авионики
входят резервированные компьютера, приемники глобальной навигационной
спутниковой системы, инерциальное измерительное устройство, система сбора
воздушных данных, магнитный компас.
На вертолете установлен двухтактный двигатель. Несущий винт
вертолета снабжен системой стабилизации Белла-Хиллера. Проектировался в двух
версиях – сухопутной и морской. Планируется обеспечить возможность автономной
посадки БЛА на палубу корабля при волнении моря до 4 баллов.
Skeldar может нести полезную нагрузку весом более 40 кг. Открытая архитектура
подвески дает возможность интегрировать различное оборудование для наблюдения и
разведки. Кстати, в этом году Федеральная пограничная служба РФ озвучила решение
взять на вооружение беспилотный аппарат Skeldar V-200 с американской
гиростабилизированной платформой с оптико-электронной аппаратурой.
Как считают специалисты, Skeldar не составит конкуренции
американскому Northrop Grumman MQ-8 Fire Scout, но его можно использовать вместо
БЛА Boeing/Insitu ScanEagle. Представители Saab отмечают, что Skeldar проще в
эксплуатации, его можно быстро развернуть на борту корабля, особенно, если на
нем базировался обычный вертолет. Еще одним преимуществом является то, что
двигатель БПЛА мощностью 55 л.с. (40 кВт) работает на дизельном топливе. Skeldar
способен летать 5-6 часов и преодолевать расстояние до 100 км со скоростью до
130 км/ч.
БЛА Skeldar скомплексирован с наземной комбинированной
разведывательной аппаратурой MSIC (Multi-Sensor Intelligence Cell) . Аппарат и
наземная аппаратура разработаны шведской компанией Saab, в 2005 году поступил на
вооружение армии Швеции, а после проведения интенсивных испытаний БЛА Skeldar
на:
- воздействие влажности и соленых ветров в Индийском
океане,
- воздействие песков и температурных нагрузок в пустынях
американских штатов Аризона и Юта,
- воздействие низких температур в условиях нордической
зимы.
Как сообщили в компании Saab, аппаратура MSIC представляет
собой наземную универсальную систему сбора, обработки, анализа и передачи
разведывательной информации, созданную для обеспечения функциональной связи
между воздушными средствами наблюдения и разведки, а также наземной
компьютеризованной системой командования, управления, связи и сбора информации
C4I (computerized command, control, communications and intelligence system).
Благодаря интеграции БЛА Skeldar с системой MSIC аппарат
получит дополнительные средства в получении разведывательной информации в
реальном времени, которая становится доступной для командиров воинских
подразделений, обеспечивает боевым подразделениям передачу точных данных
целеуказания, ведет непрерывную обработку данных от различных разведывательных
датчиков и выполняет функции автономного разведывательного центра, обеспечивает
интеграцию в наземную станцию управления полетом БЛА типа skeldar.
Комплекс Skeldar - MSIC прошел испытания на полигоне компании
Saab в Мотала в феврале 2014 года. Большой интерес к БЛА Skeldar проявляют на
рынке военно-морской техники. Первым экспортным заказчиком этого аппарата стала
Испания.
В декабре
2015 года было объявлено что компания Saab создает совместное
предприятие со швейцарской UMS Aero Group для продвижения своего
семейства БЛА Skeldar. Совместное предприятие UMS Skeldar получит все
активы Saab относящиеся к БЛА Skeldar UAV, при этом она сохранит 47 %
акций в новой компании. По данным Saab, это партнерство сделает
усиленный акцент на маркетинге вертодрона Skeldar, сочетающий большой
опыт Saab в авиационной сфере с гибкостью небольшой компании. UMS
Skeldar после своего создания объявила, что в её БЛА, включая Skeldar,
будет интегрировано программное обеспечение AMOS по обслуживанию,
ремонту и модернизации от швейцарской компании Swiss-AS.