9 августа 2012 года Минский авиационный ремонтный завод (МАРЗ)
No.407 показал представителям СМИ готовый к серийному
производству беспилотник "Стерх-БМ", входящий в состав беспилотного
авиакомплекса "Филин", кроме БПЛА туда
входят пункт управления и пункт технического обслуживания. Комплекс
предназначен для мониторинга удаленных участков земной и водной поверхности и
буксировки авиационных мишеней. Система автоматического управления беспилотником
разработана белорусским предприятием ООО "Кванд ИС".
Работы по созданию беспилотника и комплекса управления велись в течение
последних пяти лет. Впервые беспилотник был показан в 2009 году как БПЛА средней
дальности. На создание беспилотного комплекса потратили более 500 000 долларов.
Ориентировочная цена одного серийного беспилотника "Стерх-БМ" составляет порядка
250 000 долларов, а весь комплекс в целом может стоить порядка полутора
миллионов долларов.
Куба интересуется белорусскими беспилотниками "Стерх-БМ".
Задачи, решаемые
многофункциональным БЛА "Стерх-БМ":
- Ведение воздушной разведки с определением координат объектов и
передачей данных на НПУ;
- Мониторинг местности, сухопутных и морских границ, водных акваторий;
- Мониторинг чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и их последствий;
- Мониторинг сельскохозяйственных угодий;
- Дистанционное зондирование природных ресурсов и экологии;
- Контроль за дорожной ситуацией и определенными районами территории;
- Диагностирование трубопроводов, линий электропередач, обнаружение
очагов лесных пожаров;
- Фотосъемка в интересах геодезии и картографии;
- Ведение радиоэлектронной борьбы;
- и другие задачи.
На сегодня изготовлено несколько опытных образцов, серийное производство завод
планирует начать в следующем году. В процессе изготовления задействовано 15
специалистов. Серийное производство одного беспилотника на заводе займет не
более полугода. По планам руководства завода, в год на заводе будут создавать 10
и более БПЛА "Стерх-БМ" (в зависимости от спроса).
Показ беспилотного комплекса состоялся благодаря успешному окончанию первой фазы
летных заводских испытаний. Первая фаза включала в себя:
- автоматический полет беспилотного аппарата;
- полеты по заданным маршрутам;
- посадка беспилотника на ВПП (длина не менее 350 метров, ширина не менее 10
метров).
СМИ показали версию беспилотника, предназначенного для авиабуксировки
тренировочных мишеней. Дополнительно данную модель можно использовать для
наблюдения и мониторинга различных участков водной и земной поверхности. Области
применения беспилотника – гражданская, оборонная (силовая), специализированная и
научная сферы.
Высокотехнологический БПЛА с автоматическим режимом взлета – это первый
беспилотник готовый к серийному производству на просторах СНГ. Полностью
автоматический взлет/посадку пока могут совершать беспилотники Соединенных
Штатов и Израиля.
В основе беспилотника лежит автоматическая система управления САУ-7.0. Основное
предназначение – автоматический, полуавтоматический и ручной режимы управления
беспилотными решениями. САУ обеспечена возможностью подключения по современным
интерфейсам к дополнительному оборудованию или полезной нагрузки беспилотников.
Варианты полезной целевой нагрузки БЛА:
-
Оптико-тепловизионные системы - СОН-820, Colibri DUO, TASE DUO, OTUS
(U135, L170, L205)
-
Аэрофотокамеры - Canon EOS 5D b 5D Mk.II
- Мини радар
NanoSAR B
- Инфракрасная
мишень.
Главной особенностью белорусского беспилотника является его
полная автоматизация, включая взлет и посадку. Оператору достаточно задать
маршрут и нажать одну кнопку — все остальное комплекс сделает сам. В случае же
аварийной посадки беспилотник использует парашютную систему.
Операционная система, на которой построена система управления
"Стерх-БМ",
— Linux. Для навигации используются карты местности Google Maps
(демонстрационная версия). Для использования коммерческой версии предлагается
купить лицензионную версию.
Беспилотник оборудован бензиновым поршневым двигателем. Он
получает данные с помощью системы GPS. Также при необходимости аппарат может
управляться с помощью системы ГЛОНАСС. Кроме того, если возникнут проблемы с
GPS, то можно будет установить наземный модуль, который сымитирует сигнал.
Белорусский беспилотник рассчитывают продавать на белорусском
рынке. Прежде всего он может быть интересен министерствам обороны, внутренних
дел и по чрезвычайным ситуациям. В эти ведомства Минский авиаремонтный завод уже
направил соответствующие предложения. Кроме того, беспилотник планируют
продвигать на рынки стран СНГ и ОДКБ. Также самолет рассчитывают поставлять в
страны Африки и Южной Америки.
Основное преимущество белорусского беспилотника заключается в
том, что он мобилен, может автоматически взлетать, двигаться по маршруту и
садиться без участия оператора. Кроме того, летательный аппарат может взлетать
практически с любой поверхности.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Стерх-БМ |
Диаметр несущего винта, м |
3.80 |
Длина, м |
3.00 |
Высота, м |
|
Масса, кг |
|
пустого |
|
максимальная взлетная |
85 |
Тип двигателя |
1
ПД 3W
201iB2F TS |
Мощность, л.с. |
1 х
20 |
Максимальная скорость, км/ч |
150 |
Крейсерская скорость, км/ч |
110 |
Практическая дальность, км |
300 |
Радиус действия, км |
150 |
Продолжительность полета, ч |
3 |
Практический потолок, м |
3500 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2014
|