В июне
2017 года на международном авиасалоне в Париже, специализирующийся на производстве
коммерческого электротранспорта стартап Workhorse Group представил миниатюрный
беспилотный вертолет SureFly, стоимость которого составит
$200 тыс. Конструкция, представляла собой компактную, изготовленную из
углеродного волокна двухместную кабину, с находящейся над ней рамой типа "Х", на
четырех концах рычагов которой, были закреплены пары, установленных параллельно,
соосных винтов. Управление данного ЛА осуществлялось посредством джойстика (тангаж/
и крен) и кнопок ( рыскание/изменение высоты).
SureFly сможет поднимать в воздух полезную массу весом до 180 кг,
т.е. двух пассажиров (или пилота и пассажира). Максимальная скорость полета
аппарата
составит 130 км/час, при этом расстояние на одной зарядке, которое может
преодолеть вертолет, также составляет 120 км.
Применительно к, используемым источникам питания, соучредитель Workhorse
Стив Бернс (Steve Burns) охарактеризовал SureFly, как гибридный ЛА,
поскольку он оснащен дизельным генератором, и двумя литий-ионными
аккумуляторами мощностью 7,5 квт, служащими в качестве резервного
источника энергии при отказе генератора. На данный момент на SureFly,
установлен двигатель внутреннего (ДВС) мощностью 200 л.с., однако в
дальнейшем Workhorse планирует также использовать и турбинную версию
мощностью 300 л.с.
Workhorse Group известна как разработчик и производитель электромобилей, и
тем удивительнее было увидеть на их коптере дизельный мотор. Он хоть и работает
как генератор, но двигатель внутреннего сгорания на коптерах выглядит не просто
старомодным, но и моветоном. Сами разработчики объясняют использование
дизельного мотора мерой вынужденной: двухместный коптер может поднять всего 180
кг груза и банально "не потянет" тяжелые аккумуляторы. Но как только появятся
батареи с удовлетворительными весовыми и ёмкостными характеристиками, то SureFly ими тут же обзаведется.
Впрочем, есть у дизель-генератора и плюсы. Например, коптер
всегда можно заправить в удаленных от цивилизации местах, где невозможно
зарядить аккумуляторы. А так, достаточно взять с собой небольшую
канистру с топливом и летай себе на здоровье хоть в тундре, хоть в
пустыне.
С момента представления
SureFly в прошлом году в Париже его дизайн претерпел ряд изменений. К
наиболее заметным можно отнести форму рычагов, которая стала более
закругленной (в отличии от первоначального прямоугольного варианта).
"Мы обнаружили, что швы на
рычагах рамы не выдерживают постоянной вибрации пропеллеров и начинают
разрушаться. В связи с чем, было решено придать рычагам округлую форму.
Более того, такое решение является наиболее оптимальным для изменения
потока набегающего воздуха" - отметил Бернс.
Были внесены доработки в
изготовленный из углеродного волокна и представляющий собой монокок,
корпус кабины. Изменения также коснулись аккумуляторных батарей и ДВС.
В Workhorse полагают, что,
обозначенная ими цена на SureFly, сделает его весьма привлекательным для
широкого круга покупателей, многие из которых будут совсем не из
авиационных кругов. Следует отметить, что уже в ходе парижского авиа-шоу,
клиенты начали вносить депозиты для оформления предзаказов. И хотя Бернс
не раскрывает реальное количество сделанных, он говорит, что цифра
превзошла самые смелые ожидания компании.
"Мы считаем, что когда
предлагается безопасная, относительно недорогая, с низкой стоимостью
эксплуатационных расходов, простая в использовании машина, то найдется
множество, никогда прежде не мечтавших об управлении вертолетом, людей,
которым она приглянется. SureFly может стать полезен сотрудникам
аварийно-спасательных бригад; следящим за выпасом крупнорогатого скота
или проводящим проверку своих, засаженных зерновыми культурами, полей,
фермерам; представителям органов власти, руководителям, или просто
использоваться в качестве аэротакси. Я думаю, что благодаря нашему ЛА,
люди, до этого не интересовавшиеся авиацией, станут к ней гораздо ближе"
- говорит он.
Сделать SureFly безопасным,
с многократным резервированием систем управления, продуктом, является
приоритетной, для Workhorse, задачей. Как объясняет Бернс, каждый из 8
пропеллеров работает от своего собственного электродвигателя, и в случае
отказа какого-либо из них, ЛА сможет продолжить полет даже с 4-мя
работающими воздушными винтами. В случае возникновения неполадок с
генератором, у квадрокоптера имеются два резервных аккумулятора (каждый
снабжает энергией четыре электродвигателя), что гарантирует
дополнительные пять минут полета, вполне достаточных (по словам
разработчиков) для совершения экстренной посадки. Кроме того, SureFly
оснащен баллистическим парашютом, которым также можно воспользоваться в
случае крайней необходимости.
Поскольку FAA обращает
самое пристальное внимание на все, вносимые в проект доработки, то
предоставить обоснованные доказательства безопасности, созданного
компанией воздушного судна, является ключевой составляющей для успешного
прохождения сертификации. Что касается классификации SureFly, то это
будет что-то сродни легкого спортивного самолета, требующего примерно 20
часов подготовки.
Сертификацию SureFly, будет
проходить в качестве пилотируемого ЛА. Однако его разрабатывают с учетом
того, что в конечном итоге, он будет способен совершать полеты и в
автономном режиме.