Экспериментальный малозаметный ударно-разведывательный БПЛА BAE "Taranis" впервые был показан журналистам 19 июня 2012 г. Первый полет БПЛА состоялся
10 августа 2013 г. в Австралии, потом новостей о программе было немного. Интерес к БПЛА "Taranis" возрос после 16 июля 2018 г., когда министр обороны
Великобритании представил на авиасалоне в г. Фарнборо полномасштабный проект возможного варианта будущего истребителя шестого поколения "Tempest". Специалисты
считают, что в программе "Темпест" будут применены технологии, которые создаются в рамках проекта "Taranis".
"Taranis" - это совместный частно-государственный проект, в котором 70% средств вкладывает правительство страны, 30% - компания "BAE
Systems" и производители
оборудования. Полная сумма расходов неизвестна, но к концу января 2014 г. затраты на программу уже составили 185 млн фнт. ст.
Как и другие малозаметные БПЛА, в том числе Lockheed Martin RQ-170 " Sentinel", Nortrop Grumman X-47, nEUROn и "Охотник", "Taranis" построен по схеме летающего
крыла со стреловидными консолями и плавными обводами. Стреловидность по передней кромке крыла весьма велика: 60º.
По некоторым данным, в передней кромке крыла применены сотовые материалы, обеспечивающие поглощение радиоволн в толстом слое конструкции. Их радиоплотность
растет по направлению от обшивки внутрь крыла, что, кроме прямого поглощения волн, снижает краевую дифракцию и тем самым дополнительно уменьшает ЭПР.
Воздухозаборник ТРД треугольного сечения размещен на верхней поверхности фюзеляжа. Вероятно, такое необычное сечение выбрано в качестве компромисса между
требованиями аэродинамиков и двигателистов и стремлением уменьшить ЭПР, в том числе при облучении РЛС воздушного базирования. В продольном разрезе канал воздухозаборника имеет изогнутую S-образную форму, что защищает вентилятор от прямого облучения РЛС самолетов, даже если они направлены прямо в лоб БПЛА с
большой высоты.
В фюзеляже БПЛА установлен один двухвальный ТРДД Adour 951 тягой 44 кН, такой же, как на учебном самолете BAE "Advance Hawk" - наиболее современном варианте в
большом семействе "Хоков", совершившем первый полет в июне 2017 г. ТРДД разработан французской компанией "Turbomeca" и производится по лицензии британской
фирмой Rolls-Royce. Этот вариант ТРДД имеет полностью цифровое управление (FADEC), что упрощает его интеграцию в систему управления БПЛА. Канал плоского сопла
также изогнут в продольной плоскости, что защищает от облучения РЛС турбину при виде сзади.
Кроме основного воздухозаборника, на верхней поверхности есть еще два маленьких. Вероятно, они предназначены для питания ВСУ и/или охлаждения электроники.
Неясно, почему нельзя было отбирать воздух из канала основного воздухозаборника, ведь любое отверстие в обшивке неизбежно приводит к росту ЭПР.
В конструкции планера применены и углепластики, и металлы, о конкретном распределении материалов не сообщается. В процессе эксплуатации серийных БПЛА
выяснилось, что электронные системы требуют для надежной работы заземления, а для этого корпус аппарата должен иметь достаточно высокую емкость. Поэтому,
например, в БПЛА RQ-4B "Global Hawk", консоли крыла сделаны из КМ, а фюзеляж - дюралюминиевый. Возможно, планер БПЛА "Taranis" сконструирован подобным образом.
Управление осуществляется с помощью элевонов и дифференциальных интерцепторов на верхней и нижней поверхности каждой консоли. В отличие от большинства других
самолетов и БПЛА, интерцепторы расположены близко к передней кромке консоли.
Так как "Taranis" является экспериментальным БПЛА, для него не создавали специальное шасси, а использовали стойки от истребителя SAAB JAS 39 "Gripen". Подобный
подход - использование шасси от серийного самолета - применили и на первом экземпляре российского малозаметного БПЛА "Охотник". Вместе с тем, приняты меры для
уменьшения ЭПР створок отсеков шасси - они имеют пилообразные края. Но громоздкие основные стойки потребовали сделать "выколотку" по линии сопряжения крыла и
фюзеляжа - канала воздухозаборника, что, конечно, не могло не повлиять на ЭПР.
На известных снимках БПЛА "Taranis" в носу установлена штанга с ПВД и датчиками угла атаки. Она сильно увеличивает ЭПР. Очевидно, что штанга установлена только
на время первых полетов для калибровки штатных приборов, как это делается и при испытании других самолетов. На прототип нанесли номер ВВС Великобритании ZZ250 и
сине-красную кокарду.
Утверждается, что после запуска двигателя БПЛА "Taranis" действует самостоятельно, используя встроенные карты аэродрома, карты местности и информацию от
навигационной системы. Он самостоятельно рулит, останавливается перед ВПП и, получив от руководителя полетов разрешение на взлет, взлетает. Однако, во избежание
столкновения с подвижными препятствиями, за БПЛА постоянно наблюдает наземный экипаж: пилот и командир. Командир не занимается пилотированием, в том числе при
взлете и посадке, но определяет маршрут, режим полета, приоритетные цели для разведки и т.д.
Полет в штатном режиме также осуществляется автономно, при этом связь с наземным центром может поддерживаться через спутниковые каналы. Предусмотрен и полет в
режиме полного радиомолчания. Несмотря на то, что в данном случае разведданные станут доступны только после возвращения БПЛА, это может помочь проникнуть в зоны
с сильной ПВО. Не сообщается, способен ли БПЛА автономно принимать решения о применении оружия.
В связи с высокой секретностью программы, испытания БПЛА "Taranis" с мая 2013 г. проводили на полигоне "Вумера". Он находится на северо-западе австралийской
провинции Южная Австралия, в пустынной ненаселенной местности. Площадь полигона - 124 тыс км2, это в три с лишним раза больше площади Московской области. Еще
одно преимущество полигона в том, что на нем имеются многочисленные РЛС, работающие в разных частотных диапазонах. Есть и аэродром, где могут базироваться
самолеты, облучающие БПЛА своими РЛС. Имеются и поворотные столы, установленные на высоких мачтах. Помещенный на такой стол БПЛА может быть быстро облучен одной
неподвижной РЛС с разных ракурсов. Все это позволило быстро и относительно недорого получить обширные данные об ЭПР при разных ракурсах, высотах и режимах полета.
Представители фирмы BAE утверждают, что в Австралии успешно проведены все три запланированных ранее этапа летных испытаний. При этом были проверены летные
характеристики БПЛА, его ЭПР, алгоритмы автономного полета, управляемость в радиокомандном режиме, отработаны процедуры наземного обслуживания. Сейчас прототип
БПЛА вернули на а/б "Уортон" в гр. Ланкашир, Великобритания. В ближайшее время новых полетов БПЛА не планируется.
Будет ли фирма BAE создавать серийный малозаметный аппарат с использованием полученного при разработке БПЛА "Taranis" и более раннего БПЛА "Коракс" опыта, или
технологии найдут применение только при проектировании опционально пилотируемого истребителя "Темпест", пока неизвестно.