Комплекс "Типчак" разработан ОАО "Конструкторское бюро "Луч" (г. Рыбинск). Работы над его созданием были начаты в конце 80 гг. В конце 2006 г. - начале 2007 г. успешно прошел первый этап
государственных испытаний комплекса. В ходе второго этапа испытания предусматривалось опытная эксплуатация комплекса в полевых условиях.
Изначально комплекс разрабатывался для двух вариантов исполнения. В настоящее время реализован вариант запуска дистанционно-пилотируемого беспилотного летательного аппарата (БЛА) с
помощью пневматической катапульт. В перспективе возможно создание и других вариантов комплекса. Завод-изготовитель будет определен по результатам конкурса, объявленного министерством обороны.
Комплекс воздушной разведки "Типчак" с БЛА-05 (прежнее название 9М62) предназначен для обнаружения с воздуха различных объектов, их опознавания, определения и передачи координат их
местоположения в масштабе реального времени потребителям в любое время суток на дальности до 40 км от наземного пункта управления.
Комплекс обеспечивает высокую точность следования БЛА по маршруту и возможность установки на нем различной полезной нагрузки, использования аппарата автономно (по программе) и в
режиме непосредственного радиоуправления. Разведка наземных объектов может осуществляться одновременно двумя летательными аппаратами.
В качестве полезной нагрузки может использоваться совмещенная строчная разведывательная аппаратура ИК и видимого диапазонов высокого разрешения. При необходимости она может быть
заменена аппаратурой радиотехнической или химической разведки, ретрансляции и другого назначения. В состав комплекса "Типчак" входит 4 машины и до 6 БЛА-05.
БЛА-05 "Типчак" предназначен для транспортирования разведывательной и приемопередающей аппаратуры в интересах получения и передачи на наземный пункт управления видовой информации в
режиме реального времени как при автономном (по программе), так и радиокомандном полете по заданному маршруту. Высокая технологичность обеспечивает быструю сборку БЛА, хранящегося
в разобранном виде, и его подготовку (не более 15 мин.) к полету непосредственно перед его применением. В качестве двигательной установки в дистанционно-пилотируемом многоразовом летательном аппарате используется поршневой двигатель.
Антенная машина служит для передачи команд управления одновременно на два БЛА, определения их координат радиолокационным методом, приема телеметрической, навигационной и видовой
информации. В ней размещается оборудование для управления двумя БЛА и 12 метровое антенно-мачтовое устройство, обеспечивающее надежное управление и обмен информацией с
низколетящими БЛА. Прямой канал работает в дециметровом, обратный - в сантиметровом диапазонах волн. Приемо-передающее устройство вращается вкруговую по азимуту в угломестном секторе от -10 до + 45
градусов по вертикали. Для определения места положения машины и топографической привязки к местности используется система спутниковой навигации "ГЛОНАСС"/"NAVSTAR".
Электропитание осуществляется от трехфазной сети переменного тока 380/22 В (50 Гц) или от встроенных дизель-генераторов.
Операторская машина предназначена для управления комплексом и обеспечивает регистрацию, обработку и отображение телеметрической и видовой информации, ее коррекцию, привязку к
цифровой карте местности, определение объектов разведки и их координат, а также взаимодействие с органами управления и потребителями разведывательной информации.
В составе машины имеется три автоматизированных рабочих места (АРМ), которые обеспечивают общее управление комплексом, прием задания и выдачу результатов его выполнения (АРМ
командира), а также обнаружение и распознавание разведываемых объектов, определение их координат, автоматизированную привязку получаемых изображений к цифровой карте местности и
подготовку разведывательных донесений (АРМ обзорного и детального дешифрирования). Выдача формализованного донесения после окончания разведки не превышает 30 с. Связь между АРМ осуществляется по интерфейсам типа Ethernet-100 и Ethernet-10
Транспортно-пусковая машина (ТПМ) предназначена для хранения и транспортирования 6 контейнеров с БЛА, их подготовки и пуска с использованием пневматической катапульты. При
подготовке БЛА к пуску машина занимает позицию. Одновременно со сборкой летательного аппарата производится подготовка и пневматической системы, с помощью которой, после установки
БЛА на катапульту, осуществляется его запуск. Машина представляет собой колесное шасси на базе автомобиля КамАЗ с размещенными на нем платформой с катапультным устройством, пультом управления, шестью контейнерами для БЛА,
дизельным электроагрегатом и аппаратурой контроля работоспособности. Катапульта ТПМ обеспечивает взлет БЛА массой до 70 кг с ускорением до 12 единиц в момент отрыва. Время развертывания и свертывания машины не превышает 20 мин., потребляемая
мощность - 14 кВт. Запас ГСМ для двигателя БЛА обеспечивает не менее 30 пусков. При массе ТПМ в 15,4 т она способна передвигаться по шоссейным (грунтовым) дорогам со скоростью до
60 (30) км/ч. Габаритные размеры ТПМ по длине, ширине и высоте не превышают 8655, 2600 и 3300 мм соответственно, а катапульты - 6840 мм по длине и 1030 мм по высоте. Пуск БЛА
обеспечивается в диапазоне 8-12 град. По отношению к горизонту в вертикальной плоскости. Конструктивное исполнение катапульты обеспечивает защиту обслуживающего персонала от
самопроизвольного и несанкционированного запуска БЛА. Машина технического обеспечения служит для проведения регламентных работ с БЛА, поиска и подбора приземлившихся летательных аппаратов, их мелкого ремонта при необходимости,
контроля работоспособности БЛА и доставки к ТПМ для повторного использования, а также транспортирования запаса расходуемых материалов и ЗИП.
Существующая конфигурация комплекса обеспечивает удобство в эксплуатации и удовлетворяет требованиям заказчика. При необходимости, с учетом массогабаритных показателей аппаратуры,
комплекс может быть размещен на одной машине с прицепом и поставляться в сокращенной комплектации. В этом случае снижается общая стоимость комплекса, повышается его мобильность, но
значительно ухудшаются условия работы операторов. Дальность действия комплекса определяется дальностью радиолинии и может быть увеличена при установке новой с повышенными возможностями.
Для расширения модельного ряда БЛА, возможностей и области применения комплекса в 2005 г. были начаты работы по созданию еще двух летательных аппаратов - БЛА-07 (малогабаритный
тактического назначения) и БЛА-08 (малоскоростной с длительным временем полета). На выставке "Интерполитех-2006" были продемонстрированы их модели, а на выставке "UVS-TECH 2007" сообщалось о ходе испытаний модели аппарата БЛА-07 в аэродинамической трубе.
Открытая архитектура комплекса позволяет устанавливать на нем различную аппаратуру и использовать его для решения задач в мирных целях. Гражданский вариант комплекса имеет
существенно упрощенный состав и меньшее количество транспортных единиц. В принципе он не требует двухканальной системы управления, может обойтись без технологической машины, а
катапульта быть легкой разборной и установлена на отдельной машине. В 2007 года БЛА-05 в составе комплекса успешно прошел государственные и войсковые испытания и находится в опытной эксплуатации. Комплекс позволяет значительно повысить
эффективность ствольной и реактивной артиллерии. Это обеспечивается предоставлением детальной разведывательной информации о местности и объектах противника, ведением разведки в
глубине района боевых действий с минимальным риском для личного состава, снижением расхода боеприпасов при нанесении ударов, повышением качества и оперативности обмена информацией
частей при взаимодействии с органами управления войсками. Основными преимуществами комплекса считается наличие цифровой помехоустойчивой радиолинии управления и передачи широкополосной информации, надежного пилотажно-навигационного
комплекса, малогабаритной оптико-электронной системы высокого разрешения, информационно-программного комплекса автоматизированной обработки разведывательной информации в реальном
масштабе времени и современной элементной базы. Согласно информации КБ "Луч", в настоящее время ведется поэтапная модернизация комплекса "Типчак" с целью повышения его основных тактико-технических характеристик - дальности
действия до 100:120 км, времени полета БЛА до 6:8 час, а также в направлении уменьшения количества машин сопровождения и снижения стоимости. Комплекс "Типчак" рассматривается в
перспективе как базовый для дальнейшего развития - с использованием его унифицированных элементов и технологий планируется создание ряда новых комплексов с БЛА различного
назначения малой и средней дальности, которые крайне необходимых для модернизации Вооруженных Сил РФ, а также для обеспечения силовых структур и промышленных структур.
Так, недавно, кроме наземного варианта, создан морской (береговой) вариант функционирования комплекса "Типчак", который обеспечивает полный цикл разведки и наблюдения морской
поверхности в заданных координатах в любое время суток с одновременным применением двух БЛА. Комплекс обеспечивает получение и обработку видовой информации в режиме реального
времени, выдачу информации по результа-там наблюдения на пункт управления. Основными составными элементами наземного и морского (берегового) вариантов комплекса являются наземный
пункт управления с антенной и операторской машинами (либо контейнеры), транспортно-пусковая машина (либо стационарная катапультная установка), машина технического обеспечения, а
также до 6 единиц БЛА трех типов. Для обеспечения разведки морских целей создан новый малогабаритный тактический БЛА многоразового использования с поршневым двигателем БЛА-07. Это
35-килограмовый беспилотник, в состав полезной нагрузки которого входит совмещённая ТВ/ИК камера и цифровой фотоаппарат высокого разрешения.
Предприятием разрабатывается еще один БЛА - 90-килограмовый малоскоростной аппарат БЛА-08 многократного использования с длительным временем полета, оснащенный поршневым двигателем.
Он будет задействован при проведении различных разведывательных задач на большом удалении. Его проектирование начато в 2005 году и в настоящее время работы находятся на
заключительной стадии. Полноразмерный макет этого БЛА был впервые продемонстрирован на нынешнем салоне МАКС-2009. Аппарат БЛА-08 является самым крупным и функциональным из всей
линейки "Типчаков". В состав его полезной нагрузки могут входить цифровой двухспектральный фотоаппарат, гиростабилизированная оптико-электронная система, РЛС бокового обзора,
аппаратура ретрансляции, радиотехнической разведки, радиоэлектронной борьбы и радиационно-химической разведки. В ходе его разработки в соответствии с новыми реалиями были
скорректированы тактико-технические требования. Поэтому характеристики БЛА-08 несколько изменились по сравнению с данными, распространяемыми еще год назад. Ранее скорость полета
планировалась порядка 65:125 км/ч, теперь она составляет 80:180 км/час. Возросли стартовая масса и масса целевой нагрузки - 90 кг вместо проектных 50 кг и 15 кг вместо 7 кг,
соответственно. Продолжительность полета стала почти в два раза больше - 8 часов. Кроме того, планировалось, что способ взлета/посадки будет только парашютный, теперь - парашютный
и ВПП. Изменилась и компоновка БЛА. При проектировании двигательная установка должна была размещаться над хвостовой балкой, а в окончательном варианте установлена в фюзеляже с
оригинальной конструкцией передачи крутящего момента на толкающий винт. Кроме того, в ходе салона был впервые показан не входящий в комплекс "Типчак" малогабаритный (длина - 1,33 м, размах крыла - 2,1 м) легкий беспилотник БЛА-09 нормальной самолетной
схемы с обратным V-образным оперением. Предназначен для выполнения задач наблюдения на высотах 150-3000 м и скоростях 60-120 км/ч при помощи ТВ- или фотокамеры. Его полетная масса
составляет 10 кг, дальность полета - 25 км, время полета - 1 час. Двигатель - электрический с тянущим винтом. Старт - из компактной пневматической катапульты, посадка - на парашюте.
Находится в стадии разработки.
Согласно информации КБ "Луч", в конце 2000-х проводилась поэтапная модернизация комплекса
"Типчак" с целью повышения его основных тактико-технических характеристик - дальности действия до 100…120 км, времени полета БЛА до 6…8 час, а также в
направлении уменьшения количества машин сопровождения и снижения стоимости. Комплекс "Типчак" рассматривается в перспективе как базовый для дальнейшего
развития - с использованием его унифицированных элементов и технологий планируется создание ряда новых комплексов с БЛА различного назначения малой и
средней дальности, которые крайне необходимых для модернизации Вооруженных Сил РФ, а также для обеспечения силовых структур и промышленных структур.
Кроме наземного варианта, создан морской (береговой) вариант функционирования комплекса
"Типчак", который обеспечивает полный цикл разведки и наблюдения морской поверхности в заданных координатах в любое время суток с одновременным
применением двух БЛА. Комплекс обеспечивает получение и обработку видовой информации в режиме реального времени, выдачу информации по результатам
наблюдения на пункт управления. Основными составными элементами наземного и морского (берегового) вариантов комплекса являются наземный пункт управления
с антенной и операторской машинами (либо контейнеры), транспортно-пусковая машина (либо стационарная катапультная установка), машина технического
обеспечения, а также до 6 единиц БЛА трех типов. Для обеспечения разведки морских целей создан новый малогабаритный тактический БЛА многоразового
использования с поршневым двигателем БЛА-07. Это 35-килограмовый беспилотник, в состав полезной нагрузки которого входит совмещённая ТВ/ИК камера и
цифровой фотоаппарат высокого разрешения.
Предприятием разрабатывается еще один БЛА - 90-килограмовый малоскоростной аппарат БЛА-08
многократного использования с длительным временем полета, оснащенный поршневым двигателем. Он будет задействован при проведении различных
разведывательных задач на большом удалении. Его проектирование начато в 2005 году и в настоящее время работы находятся на заключительной стадии.
Полноразмерный макет этого БЛА был впервые продемонстрирован на нынешнем салоне МАКС-2009. Аппарат БЛА-08 является самым крупным и функциональным из
всей линейки "Типчаков". В состав его полезной нагрузки могут входить цифровой двухспектральный фотоаппарат, гиростабилизированная оптико-электронная
система, РЛС бокового обзора, аппаратура ретрансляции, радиотехнической разведки, радиоэлектронной борьбы и радиационно-химической разведки. В ходе его
разработки в соответствии с новыми реалиями были скорректированы тактико-технические требования. Поэтому характеристики БЛА-08 несколько изменились по
сравнению с данными, распространяемыми еще год назад. Ранее скорость полета планировалась порядка 65…125 км/ч, теперь она составляет 80…180 км/час.
Возросли стартовая масса и масса целевой нагрузки – 90 кг вместо проектных 50 кг и 15 кг вместо 7 кг, соответственно. Продолжительность полета стала
почти в два раза больше - 8 часов. Кроме того, планировалось, что способ взлета/посадки будет только парашютный, теперь - парашютный и ВПП. Изменилась и
компоновка БЛА. При проектировании двигательная установка должна была размещаться над хвостовой балкой, а в окончательном варианте установлена в
фюзеляже с оригинальной конструкцией передачи крутящего момента на толкающий винт.
Кроме того, в ходе салона МАКС-2009 был впервые показан не входящий в комплекс "Типчак"
малогабаритный (длина – 1,33 м, размах крыла – 2,1 м) легкий беспилотник БЛА-09 нормальной самолетной схемы с обратным V-образным оперением.
Предназначен для выполнения задач наблюдения на высотах 150-3000 м и скоростях 60-120 км/ч при помощи ТВ- или фотокамеры. Его полетная масса составляет
10 кг, дальность полета – 25 км, время полета – 1 час. Двигатель – электрический с тянущим винтом. Старт - из компактной пневматической катапульты,
посадка – на парашюте. Находится в стадии разработки.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
БЛА-05 |
БЛА-07 |
БЛА-08 |
Размах крыла, м |
3.40 |
2.40 |
4.10 |
Длина, м |
2.40 |
1.65 |
2.70 |
Высота, м |
|
|
|
Масса, кг |
|
|
|
пустого |
|
|
|
максимальная взлетная |
70 |
35 |
90 |
боевой нагрузки |
14.5 |
10 |
15 |
Тип двигателя |
1 ПД |
1 ПД |
1 ПД |
Мощность, л.с. |
1 х |
1 х |
1 х |
Крейсерская скорость, км/ч |
90-190 |
120-190 |
80-180 |
Радиус действия, км |
70 |
30-50 |
120 |
Продолжительность полета, ч |
3 |
3 |
8 |
Статический потолок, м |
3000 |
3000 |
4500 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|