В 1957-1958 годах в КБ А.Н.Туполева начались исследовательские работы по программе создания ударного
беспилотного планирующего самолета "ДП" (дальний планирующий). Самолет "ДП" должен был представлять последнюю беспилотную
планирующую ступень ракетной ударной системы. В качестве ракетоносителя
рассматривались модификации боевых баллистических ракет среднего радиуса
действия типа Р-5 и Р-12, рассматривался вариант собственной разработки
ракетоносителя КБ.
Согласно проработок, проведенных в КБ, самолет "ДП" должен был выводиться ракетоносителем на высоту 80-100 км, далее вся система разворачивалась на 90 град. и
происходило отделение планирующего самолета "ДП". После отделения производилась одноразовая коррекция траектории "ДП", и дальше отделившийся аппарат летел к
цели по планирующей траектории, определявшейся его аэродинамическим качеством и скоростью в момент отделения на данной высоте. "ДП",
проходя плотные слои атмосферы, выходил на цель на расстоянии около 4000 км,
развивая скорость соответствующую М=10. В ходе полета по траектории коррекция
производилась с помощью автономной системы управления и аэродинамических органов
управления. На борту отсутствовала какая-либо силовая установка, питание систем
должно было осуществляться от химических источников тока и от воздушной системы баллонного питания. Для охлаждения систем оборудования и термоядерного заряда на
борту имелась система охлаждения. Конструкция планера проектировалась по так
называемой "горячей схеме" - без охлаждения. Все температурные напряжения, связанные с кинетическим нагревом, учитывались при проектировании элементов планера.
На конечном этапе "ДП" переводился в пикирование на цель. По сигналу
высотомера на заданной высоте производился подрыв термоядерного заряда.
Преимуществом подобной ударной системы по сравнению с ракетными
стратегическими системами первого поколения была более высокая точность вывода в район цели, при более простой и, соответственно, менее сложной системе
наведения, а также обеспечение сложной траектории полета к цели, что значительно
затрудняло действия средств ПРО и ПВО.
В течение двух лет в КБ шли интенсивные работы по проекту "ДП". К теме были
подключены многие предприятия и организации ВПК, разрабатывались новые
конструкционные материалы, технологии, удовлетворявшие требованиям длительного
полета на гиперзвуковых скоростях в условиях кинетического нагрева. Совместно с ЦАГИ исследовались вопросы получения требуемых аэродинамических характеристик "ДП".
Совместно с ЛИИ были отработаны вопросы, связанные с созданием натурных моделей и получением на них требуемых для "ДП" режимов полета.
В качестве первоначального практического осуществления теоретических наработок по проекту решено было построить несколько экспериментальных летательных
аппаратов, на которых должны были быть проверены основные идеи, заложенные в проект "ДП". Программа исследовательских работ по созданию прототипа "ДП" получила
обозначение по КБ самолет "130" (Ту-130).
В ходе проектирования самолета "130" и поиска его оптимальной
аэродинамической компоновки были исследованы различные аэродинамические схемы самолета: "симметричная" и "несимметричная", "бесхвостка", "утка" и т.д. На
основании этих исследований была построена целая серия моделей, которые прошли
продувки в аэродинамических трубах ЦАГИ, в том числе и на больших сверхзвуковых
скоростях. В ЛИИ были проведены натурные летные испытания со сбросом летающих моделей самолета "130" с твердотопливными ускорителями с Ту-16ЛЛ. Модели были оборудованы датчиками и аппаратурой, позволявшими получать информацию
о
поведении аппарата и его аэродинамических характеристиках на различных режимах полета. Эти работы дали информацию о поведении аппарата до скоростей, близких к
М=2. Были проведены отстрелы моделей с помощью артиллерийских орудий и
газодинамических пушек. Эти испытания позволили выйти на скорости,
соответствующие М=6.
После проведения большого объема теоретических и экспериментальных работ по
теме в 1959 году в КБ приступили к рабочему проектированию самолета "130".
Согласно окончательного проекта самолет "130" представлял из себя сравнительно
небольшой летательный аппарат: длина - 8,8 м, размах крыла - 2,8 м и высота -
2,2 м. Для самолета "130" была выбрана аэродинамическая схема самолета-"бесхвостки".
Он имел клинообразный фюзеляж полуэлептического поперечного сечения с тупой
носовой частью (одна из оптимальных форм для гиперзвукового ЛА).
Низкорасположенное треугольное крыло небольшой площади с углом стреловидности по
передней кромке 75о имело по всему размаху элевоны. Вертикальное
оперение самолета состояло из двух килей: верхнего и нижнего, расположенных в
задней части фюзеляжа. На обеих половинах киля имелись тормозные щитки, открывавшиеся по схеме "ножниц", с приводом от автономной электрогидравлической
системы с питанием от химических бортовых источников тока. Профили крыла и органов управления выполнялись клинообразными. По условиям аэродинамического
нагрева носовая часть фюзеляжа и передние кромки крыла и килей выполнялись из
графита. Конструкция планера из нержавеющей стали - "горячая". Система
управления включала в себя систему начальной коррекции траектории. Посадка
самолета "130" должна была осуществляться по команде от программной системы
управления, спуск на землю осуществлялся на парашюте с большой поверхностью
купола, контейнер которого находился в его хвостовой части. Предварительно
скорость гасилась за счет открытых тормозных щитков. В носовой части
располагались агрегаты системы охлаждения элементов системы управления. Средняя
часть была занята блоками КЗА системы управления.
В опытном производстве была заложена серия из пяти экспериментальных
самолетов "130", предназначенных для проведения различных испытаний. В ходе
постройки натурные фрагменты планера, наиболее нагруженные в тепловом отношении,
подвергались термическим испытаниям в специальных тепловых камерах, с учетом
расчетных тепловых нагрузок.
В 1960 году первый планер самолета "130" был готов, далее наступал этап оснащения его необходимым оборудованием и начала работ по стыковке с
ракетоносителем - модификацией ракеты Р-12 (доработка Р-12 заключалась, помимо
переделки носовой части под новый стыковочный узел, в усилении несущего корпуса
ракеты с помощью дополнительного внешнего конструктивного экрана, разработанного
КБ А.Н. Туполева).
Несмотря на явные успехи КБ в освоении новой для него тематики, все работы
по теме "ДП" и, соответственно, по самолету "130" были постепенно прекращены на
основании Постановления Совета Министров СССР от 5 февраля 1960 года за No.138-48.
Построенные планера самолетов "130" частично были утилизированы, а несколько из
них были переданы в КБ В.Н.Челомея. Работы по проекту "ДП" и самолету "130" были
использованы в следующей, близкой по назначению работе КБ - ракетоплане "136"
("Звезда").