В конце 70-х годов, после поступления в войска
комплекса "Рейс", встал вопрос о его модернизации с целью повышения его
эффективности. Перед ОКБ была поставлена задача по оснащению
самолета-разведчика новыми средствами и типами разведывательного
оборудования, имевшими более высокие характеристики разрешения, введение
систем, дающих возможность вести разведывательные действия в ночных
условиях. Были выставлены требования по улучшению летно-тактических данных
самолета-разведчика, в частности по дальности полета.
По наземному комплексу требовалось сократить на ТЗМ
состав обслуживающего персонала, количество технических средств и
упростить процесс эксплуатации.
6 марта 1981 года вышло Постановление Совета Министров
СССР N 249-76 о разработке модернизированного комплекса ВР-ЗД
"Рейс-Д". Тактико-технические требования к комплексу были утверждены
Заказчиком в феврале 1983 года. До 1987 года ОКБ занималось
проектированием и постройкой опытных образцов разведывательного БПЛА,
получивших по ОКБ шифр самолет "243" (Ту-243).
Первый полет опытный БПЛА Ту-243 совершил в июле 1987
года. К настоящему времени опытная партия самолетов Ту-243 прошла
государственные испытания и новый комплекс запущен в серийное производство
на машиностроительном заводе г. Кумертау, вместо комплекса "Рейс". Работы
проведенные в рамках создания нового беспилотного разведывательного
комплекса "Рейс-Д" позволили увеличить эффективность комплекса более чем в
2,5 раза. Элементы комплекса неоднократно представлялись на выставках в г.
Жуковском (МАКС). Модернизированный комплекс активно предлагается на
экспорт. Имеется реальная возможность использования комплекса для решения
экологических проблем, а также использование его в системе МЧС при
устранении крупных или глобальных экологических или техногенных катастроф,
в том числе и радиационного характера.
Конструкция планера БПЛА Ту-243, по сравнению с Ту-143
особых изменений не претерпела. Сохранив в основном общую аэродинамическую
компоновку, самолетные системы, силовую установку БПЛА Ту-143,
разработчики полностью обновили состав разведывательного оборудования,
внедрили новый навигационно-пилотажный комплекс, произвели перекомпоновку
размещения оборудования БПЛА, увеличили запас топлива и т.д.
Комплекс "Рейс-Д" предназначен для разведки районов
сосредоточения войск и боевой техники, разведки инженерно-технических
сооружений, разведки районов экологических и стихийных бедствий,
определения мест и масштабов лесных пожаров, аварий газо- и нефтепроводов.
Разведывательное оборудование, комплектующееся в двух вариантах, позволяет
вести операции в любое время суток днем и ночью.
В первом варианте комплектации на борту устанавливается
панорамный аэрофотоаппарат типа ПА-402 и система телевизионной разведки
"Аист-М" с передачей информации в реальном масштабе времени по радиолинии
"Трасса-М".
Во втором варианте комплектации - ПА-402 и система
инфракрасной разведки "Зима-М" с передачей информации по "Трассе-М".
Помимо передачи на землю по радиолинии, информация записывается на
носители, расположенные на борту разведывательного БПЛА Ту-243. Новое
более производительное разведывательное оборудование в сочетании с
улучшенными характеристиками самолета-носителя позволили довести площадь
разведки за один вылет до 2100 кв.км. Как и в случае комплекса "Рейс" на
новом комплексе возможно использование аппаратуры радиационной разведки
типа "Сигма-Р".
На БПЛА Ту-243 установлен новый навигационно-пилотажный
комплекс НПК-243, выполненный на современной элементной базе, значительно
увеличивший тактические возможности БПЛА и всего комплекса в целом. Для
облегчения поиска БПЛА Ту-243 после посадки на землю на Нем
устанавливается радиомаяк типа "Маркер".
Маршевый двигатель был модернизирован по параметрам
надежности и получил обозначение ТРЗ-117А. Стартовый твердотопливный
двигатель БПЛА Ту-143 заменен на новый более мощный и легкий типа
РДДТ-243ДТ с максимальной тягой 14820 кгс.
В состав средств наземного обслуживания, по сравнению с
комплексом "Рейс", введены модернизированные мобильные средства стартовой
и технической позиции (СПУ-243, ТЗМ-243, КПК-243, ПОД-ЗД и другие),
значительно улучшившие эксплуатационные характеристики комплекса.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-243 |
Размах крыла, м |
2.25 |
Длина, м |
8.29 |
Высота, м |
1.576 |
Площадь крыла, м2 |
2.90 |
Масса, кг |
1400 |
Тип двигателя |
1 ТРД ТРЗ-117А |
Тяга, кгс |
1 х 640 |
Ускоритель |
РДДТ-243ДТ |
Тяга, кгс |
14820 |
Крейсерская скорость, км/ч |
850-940 |
Практическая дальность действия, км |
360 |
Практический потолок, м |
5000 |
Минимальная высота полета, м |
50 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2020
|