Немецкий стартап Quantum-Systems разработал новый тип многофункционального
беспилотного летательного аппарата (БПЛА) и считает, что сможет использовать
свой продукт для участия в будущих тендерах для ВС Германии и армии США.
Получивший название Vector дрон самолетного типа не только обладает
возможностью вертикального взлета и посадки (VTOL), но и всего за несколько
секунд простыми действиями может быть преобразован в аппарат вертолетного типа
или, так называемый, коптер. В этом случае он называться Scorpion.
Разработка Vector началась в 2018 году, а сам БПЛА был выпущен на рынок в 2020
году. В настоящее время система находится в стадии "закалки". В отличие от
коммерческого сектора, военные дроны должны летать в любое время суток и в
сложных погодных условиях. Для этого нужны не только датчики, подходящие для
разных спектральных диапазонов, но и повышенная надежность всех элементов
изделия. Связь происходит по зашифрованным каналам передачи данных. В аварийной
ситуации, в случае сбоя или нарушения навигационных сигналов, дрон также должен
"уметь" перемещаться на основе изображений.
С технической точки зрения Vector – это так называемый БПЛА с неподвижным крылом
(самолетного типа), способный взлетать и приземляться вертикально. Таким образом,
система объединяет несколько преимуществ в одной концепции. В отличие от
однотипных дронов, используемых в настоящее время бундесвером, таких как Luna
или KZO, Vector не требует пусковой катапульты или
взлетно-посадочной полосы. Для приземления не используются ни сеть, ни парашют.
БПЛА можно запускать и сажать, как беспилотный вертолет, с земли, с платформ - в
том числе над морем - или вручную. Преимущество системы вертикального взлета и
посадки перед дронами-коптерами, такими как Mikado, заключается в
значительно большем времени и скорости полета.
У БПЛА вертикального взлета и посадки обычно есть недостатки. Как правило,
возможности VTOL обычно приводят к более высокому весу системы и снижению
полезной нагрузки, поскольку для создания подъемной силы в такие дроны должны
быть встроены специальные роторы. Верно и то, что БПЛА с VTOL не обладают
достаточной конструктивной прочностью. В итоге, БПЛА с вертикальным взлетом и
посадкой все еще тяжелее, чем БПЛА самолетного типа.
Однако, в Vector этот недостаток сведен к абсолютному минимуму, подчеркивает
генеральный директор Quantum-Systems Флориан
Зайбел, "потому что мы знали, куда идем". Всего три поворотных ротора – по
одному на каждом крыле и один на хвостовом оперении – обеспечивают VTOL и
полностью интегрированы в конструкцию дрона с начала разработки. В результате
удалось добиться экономии веса и, несмотря на электрический двигатель, достичь
времени полета в два или три часа, в зависимости от того, использовалась ли
версия Vector с весом 6,5 или 7,5 кг. Для полезной нагрузки (сенсорного блока)
доступны около 10% веса системы. Размах крыла Vector составляет 2,8 м, скорость
полета 15-20 м/с, то есть до 72 км/ч. По словам Ф.Зайбеля, дрон способен работать при скорости ветра до
12 м/с.
Vector оснащен оптико-локационной станцией HD-40lv с лазерным дальномером.
По заявлению разработчика, помимо сложной конструкции оборудования, в изделие
также намечено интегрировать современные концепции программного обеспечения (ПО).
Конкретно, и Vector, и Scorpion начнут осваивать новые технологии с конца 2021
года. Помимо того, аппарат оснащен автопилотом Quantum Skynode последнего
поколения. Автопилот разработан совместно с партнером Auterion и позволяет
взаимодействовать как с закрытыми, так и с открытыми стандартами.
Открытый протокол позволяет пользователю управлять дроном с помощью любого
подходящего блока управления. В частности, ВС США в настоящее время
разрабатывают так называемую единую наземную станцию (Common Ground Station),
которая позволит управлять дронами разных типов и производителей с одного и того
же устройства. Предпосылкой для реализации этой возможности являются БПЛА,
принимающие открытые протоколы. Эта концепция дает преимущества при обучении
операторов, а также в логистике и модернизации дронов. ПО можно обновлять
независимо от оборудования. По словам Ф.Зайбеля, внедряя этот подход, его
компания намерена "оставаться впереди всех в области технологий".
Аппаратный и программный модуль автопилота Quantum Skynode также обеспечивает
дальнейшее развитие беспилотных платформы с точки зрения автоматизации. Эффект
достигается, благодаря объединению точной навигации, компьютерного зрения,
современного искусственного интеллекта (ИИ), и продвинутой сетевой связи. Это
позволит надежно обрабатывать такие задачи, как независимая разведка местности и
сообщение об обнаруженных на ней целях. Получаемые, при этом, преимущества
варьируются от облегчения работы оператора до возможности применения БПЛА в
среде, нарушенной электронными средствами противника. Согласно данным Quantum-Systems, будущие компетенции системы в целом будут расти. Новый
функционал предусматривается загружать из "магазина приложений" и сразу
использовать без необходимости вносить какие-либо изменения в конфигурацию
оборудования.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Vector |
Размах крыла, м |
2.80 |
Длина, м |
1.63 |
Высота, м |
|
Масса, кг |
|
пустого |
|
максимальная взлетная |
7.4 |
Тип двигателя |
1
ЭД |
Мощность, л.с. |
1 х |
Крейсерская
скорость, км/ч |
72 |
Радиу действия, км |
15-25 |
Время патрулирования, мин |
120 |
Высота патрулирования, м |
|
Практический потолок, м |
|
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2022
|