Беспилотные летательные аппараты чаще всего выполняют в виде мультикоптеров или с неподвижными крыльями, то есть самолетного типа. Но также они бывают и
вертолетного типа. Обычно они представляют собой мощные БЛА, способные транспортировать грузы весом в десятки килограммов. В России имеется свой беспилотник
вертолетного типа, получивший название "ВРТ-300" (VRT-300). В отличие от других дронов, о которых мы рассказывали ранее, он ориентирован в первую очередь на применение в
гражданской сфере. Однако вполне может быть задействован и для нужд армии, причем задач, которые он может решить, существует довольно много.
Беспилотник "ВРТ-300" относится к типу однороторных дронов, которые визуально и по конструкции мало чем отличаются от обычных вертолетов, с той лишь разницей,
что у них нет кабины для людей. Казалось бы, зачем нужны дроны вертолетного типа, когда существуют мультикоптеры? На самом деле у них имеется один большой плюс
- они обладают более продолжительным временем полета, так как благодаря одному ведущему и одному рулевому винту, являются более эффективными и стабильными.
Мультикоптеры далеко не самые стабильные летательные аппараты. Стабилизация полета достигается у них путем регулировки скорости вращения винтов, за которую
отвечает электроника. БЛА вертолетного типа этого недостатка лишены. Кроме того, они могут оснащаться мощными двигателями внутреннего сгорания.
Почему же в таком случае дроны вертолетного типа не получили широкого распространения? Дело в том, что они имеют более сложную конструкцию, в результате чего их
стоимость значительно выше мультикоптеров. Кроме того, они требуют более высоких эксплуатационных затрат.
Управлять такими дронами сложнее, поэтому необходима специальная подготовка персонала. Кроме того, вертолетные дроны более опасны, так как имеют длинные
лопасти. Уже были случаи нанесения вертолетными дронами смертельных травм людям. Это несколько ограничивает область их применения.
Разработкой и созданием беспилотника "ВРТ-300" от начала и до конца занимался холдинг "Вертолеты России". В отличие от военных ударных дронов, таких как "Орион"
или "Охотник", он создавался не по заказу минобороны России. Поэтому и ориентирован в первую очередь на мирное использование.
Впервые летательный аппарат был представлен в 2017 году на выставке "МАКС-2017". Однако первые летные испытания прошли только в 2019 году. Серийное производство
было запущено еще позже - в 2021 году. Несмотря на высокотехнологичность устройства, оно получилось относительно недорогим, что является важным преимуществом
перед зарубежными аналогами.
Что же представляет собой устройство? Машина получилась достаточно компактной, при этом ее максимальная взлетная нагрузка достигает 380 кг. Благодаря этому
"ВРТ-300" может транспортировать грузы весом до 70 кг. Максимальная скорость БЛА составляет 180 км/ч благодаря мощному дизельному мотору. Максимальная
продолжительность полета составляет 5 часов. Радиус полета достигает 150 км, а дальность радиосвязи - 100 км.
Беспилотник "ВРТ-300", по сути, представляет собой многофункциональное воздушное средство, способное выполнять широкий спектр задач. К примеру, он может быть
использован для аэросъемки, проведения комплексной разведки, патрулирования территории иль мониторинга, научных исследований, доставки грузов и т.д.
Комплекс VRT300 разрабатывается в двух версиях: Arctic Supervision – с радаром бокового обзора для ведения ледовой разведки и эксплуатации в условиях Арктики и
Opticvision – с увеличенной дальностью полета для мониторинга и дистанционного зондирования.
Приоритетными задачами комплекса VRT300 Arctic Supervision являются развитие транспортной системы Северного морского пути, а также помощь в освоении Арктики.
Для этого комплекс оснащен бортовым радиолокатором бокового обзора X-диапазона высокого разрешения, который позволяет оперативно оценить динамику ледовой
обстановки. Наличие двигателя на «тяжелом» топливе и возможность корабельного базирования делает арктическую версию VRT300 незаменимой как на ледоколах, так и
на буровых платформах.
Благодаря целевой нагрузке 70 кг комплекс может использоваться для транспортировки различных грузов, таких как продукты и медикаменты, обеспечения
поисково-спасательных работ и определения параметров ледяных полей, пригодных для размещения научных полярных станций.
Комплекс VRT300 в исполнении Opticvision предназначен для развития системы диагностики, предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций в сфере добычи и
транспортировки энергоресурсов. К прочим задачам комплекса относятся: диагностика воздушных линий электропередачи, картографирование, транспортировка грузов,
поисковые работы, а также мониторинг экологической обстановки, дорог и объектов придорожной инфраструктуры. Что касается военного использования данного БЛА,
информации на этот счет пока нет. Для использования в разведывательных целях "ВРТ-300" является не лучшим решением, так как обладает достаточно громким
двигателем. Однако, вполне возможно, что со временем и ему найдется применение в армии.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
ВРТ-300 |
Диаметр несущего винта, м |
4.80 |
Длина, м |
4.08 |
Высота, м |
2.05 |
Ширина, м |
1.50 |
Масса, кг |
|
пустого |
|
максимальная взлетная |
300 |
коммерческой нагрузки |
70 |
Топливо, л |
|
Тип двигателя |
1 ПД |
Мощность, л.с. |
1 х |
Максимальная скорость, км/ч |
180 |
Крейсерская скорость, км/ч |
120 |
Дальность полета, км |
320 |
Радиус действия, км |
150 |
Продолжительность полета, ч |
5 |
Динамический потолок, м |
5800 |
Статический потолок, м |
2150 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2022
|