В начале 20-х годов президент компании Мицубиси (Mitsubishi Jukogyo Kabushiki
Kaisha) Koyata Iwasaki приступил к созданию авиационного отделения своей
корпорации. В рамках этого амбициозного проекта Ивасаки в 1921 году пригласил
команду английских инженеров с фирмы Sopwith во главе с Гербертом Смитом, итогом
работ которой послужили созданные самолеты для палубной авиагруппы авианосца
«Хосё» истребитель 1МF, разведчик 2MR и торпедоносец 1MT1N.
Однако, Ивасаки не останавливался на достигнутых результатах. Желая изучить
разные авиационные школы, в 1924 году он пригласил на фирму немецкого
авиационного инженера доктора Александра Бауманна, работавшего в годы 1-й
Мировой Войны на компанию "Versuchsbau Gotha-Ost" (VGO). Проектом Бауманна в
годы войны была серия созданных в Германии так называемых R-бомбардировщиков, и
самый крупный бомбардировщик 1-й мировой – гигантский Zeppelin-StaakenR.VI.
После поражения Германии Александр Бауманн, награжденный Рыцарским крестом
Вильгельма ("Königlich-Württembergisches Wilhelmkreuz Ohne Schwerter"), остался
не у дел. В начале 20-х годов он занимался преподавательской работой в
Штутгартском университете.
В разоренной войной Германии в которой набирал обороты финансовый кризис, эта
должность означала, что доктор Бауманн едва сводил концы с концами, поэтому
хорошо оплачиваемая работа в Японии пришлась весьма кстати. Условия контракта
предполагали, что Бауманн будет курировать работу молодых японских инженеров.
Глава компании Коёта Ивасаки прекрасно сознавал, что одними лишь иностранными
разработками отечественную авиапромышленность не поднять. Поэтому по приезду
немецкого инженера на Мицубиси была создана отдельная конструкторская группа,
возглавляемая главным конструктором Нобуширо Наката (Nobushiro Nakata) и его
заместителем Сацу Токунага (Satsuo Tokunaga). Роль доктора Бауманна сводилась к
курированию работ японских инженеров. Коллектив просуществовал четыре года. В
1928 году Александр Бауманн, заядлый курильщик, вернулся в Германию, страдая от
последней стадии рака легких и через несколько месяцев скончался в возрасте 53
лет.
Итогом работы группы на фирме Мицубиси стали три проекта. Первым опытом группы
Бауманна была попытка участия в конкурсе, объявленным Императорской армией на
создание армейского легкого бомбардировщика 1925 года. Итогом работ был очень
прогрессивный для своего времени самолет, получивший внутрифирменное обозначение
Mitsubishi 2MB2 "Washi".
В конкурсе участвовали три фирмы - Мицубиси, Кавасаки и Накадзима. В
спецификации содержались требования на разработку легкого бомбардировщика,
который должен был быть полностью спроектирован в Японии и собран из японских
деталей.
Опытный образец был построен в декабре 1925 г. Самолет оказался оригинальным
проектом, выполненным по схеме полутороплан со свободными от распорок крыльями и
ширококолейным шасси. Фюзеляж был металлическим, в то время как крылья были
смешанной конструкции из древесины и металла, с полотняной обшивкой. Два члена
экипажа, пилот и наблюдатель, сидели в открытых кабинах. На самолет был
установлен 12 цилиндровый двигатель Hispano-Suiza водяного охлаждения,
выпускаемый по лицензии на Мицубиси, который развивал мощность от 450 до 600
л.с. Винт - двухлопастной, постоянного шага. "Washi" имел довольно мощное для
своего времени вооружение: два синхронных пулемета калибром 7,7 мм, два таких же
в кабине наблюдателя: один на подвижной установке для стрельбы вверх и один в
подфюзеляжной установке для стрельбы вниз. Бомбовая нагрузка составляла 800 кг.
На испытаниях в Кагамигахаре самолет развивал скорость 210 км/ч. Во время
армейских испытаний "Washi" и его конкурентов из Кавасаки и Накадзимы, "Washi"
показал полное превосходство над обоими конкурентами.
Однако, победа оказалась иллюзорной, так как в армейском командовании посчитали,
что "Washi" слишком дорог, несмотря на превосходно выполненную работу. Но чтобы
не упустить контракт, Мицубиси представила более дешевый проект бомбардировщика
2MB1, который представлял собой модификацию "палубного бомбардировщика флота тип
13", принятого на вооружение в 1923 г. Автор проекта - уже известный Герберт
Смит. Новый самолет представлял собой большой двухместный биплан с
ширококолейным шасси с раздельными основными стойками. Несмотря на то, что новый
самолет оказался хуже "Washi", именно он и был принят на вооружение в 1927 г.
под обозначением "легкий бомбардировщик армейский тип 87".
(c)
Евгений Аранов
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
2МB2 |
Размах крыла, м |
20.00 |
Длина, м |
9.85 |
Высота, м |
4.10 |
Площадь крыла, м2 |
20.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2097 |
нормальная взлетная |
3635 |
Тип двигателя |
1 ПД Hispano-Suiza |
Мощность, л.с. |
1 х 450 |
Максимальная скорость , км/ч |
210 |
Крейсерская скорость , км/ч |
130 |
Продолжительность полета, ч |
3 |
Практический потолок, м |
6000 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
два 7.7-мм
синхронных пулемета Vickers и два 7.7-мм
пулемета Vickers на подвижных установках в задней части
кабины;
до 800 кг |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2016
|