В 1926 году едва ли не первыми в мире американцы разработали на практике
технику бомбометания с пикирования, когда несколько палубных морских
истребителей Curtiss F6C из эскадрильи VF-2 использовались в экспериментах по
этому методу атаки. На высоте 760 м самолет вводился в пикирование под углом 45
градусов, и на высоте 120 м сбрасывалась бомба.
Год спустя на больших военно-морских ученьях американские летчики
продемонстрировали новый метод бомбометания уже в присутствии иностранных
военных атташе. Показанные на маневрах бросавшие с пикирования бомбы истребители
Curtiss произвели большое впечатление на иностранных специалистов и послужили
причиной повального увлечения пикирующими бомбардировщиками во всем мире. Но это
будет еще в будущем. Во второй половине 20-х годов страны западной демократии,
только что пережившие кровавую бойню 1-й Мировой войны, пребывали в состоянии
спячки. Правительство Англии, Франции, Германии, Италии крайне неохотно выделяли
средства на военные нужды.
Военные атташе, оценившие новый способ бомбовой атаки, само собой, описали его в
своих докладах, после чего об этом благополучно забыли на 10 лет, пока западным
армиям не пришлось столкнуться с новым классом бомбардировщиков в лице немецких
Ju-87 уже в новой войне.
Совершенно по другому повели себя японцы. Японская экономика в отличие от Запада
в 20-е годы была на подъеме. А внутри страны уже вовсю поднимал голову
милитаризм, разрабатывались военные планы экспансии в соседние страны. И в этой
связи денег на разработку новых видов вооружения не жалели.
Доклад военно-морского атташе об учениях в США не остался незамеченным в Японии.
Уже в 1929 году в США отправился морской офицер, инженер Джюнъитиро Нагахата,
служивший в морском Техническом Институте в городе Йокосука - Yokosuka Kaigun
Kõsho или сокращенно "Yokosho".
Официальным поводом поездки Нагахаты в США было ознакомление с технологическими
приемами производства авиатехники на американских заводах. А основным заданием,
которое не афишировалось, было знакомство с разрабатываемыми в США новейшими
проектами морских пикирующих бомбардировщиков.
За несколько месяцев пребывания в Америке японскому инженеру удалось посетить
три ведущие американские авиастроительные фирмы и получить исчерпывающие
сведения о трех проектах пикировщиков - Martin XT5M-1; Vought 02U и Curtiss
XF8C-2 "Helldiver". Последний вызвал наибольший интерес. Не осталась без
внимания оригинальная разработка американцев √ трапеция, для вывода бомбы за
пределы плоскости вращения винта во время сброса с пикирования. Позднее, эта
трапеция стала классикой во всех проектах пикирующих бомбардировщиков во всех
странах.
По возвращению в Японию Нагахата обстоятельно доложил о результатах поездки и
настоял о включении разработки морского пикирующего бомбардировщика палубного
базирования в техническое задание спецификации 6-Shi, которая была разработана в
начале 1931 года.
В целях секретности проект палубного пикировщика был включен в спецификацию 1931
года под обозначением "6-Shi Tokushu Bakugekiki" ("Специальный бомбардировщик").
Руководителем проекта был назначен все тот же Джюнъитиро Нагахата. К тому
времени Морской Технический Институт "Yokosho", получивший свою производственную
базу, был реорганизован в Морской арсенал - Kaigun Kokusho или сокращенно
"Kusho". Однако, сознавая важность задачи и еще не имея большого опыта в
разработке авиатехники, руководство арсенала поручило Нагахата общее руководство
проектом, а детальным проектированием предложило заняться конструктору фирмы
Nakajima Роёдзо Ямамото. Поэтому часто проект "Специального бомбардировщика
6-Shi" относят как к арсеналу "Kusho", так и к фирме Nakajima.
Первоначально проект бомбардировщика был задуман как одноместный, но в процессе
проработки был добавлен второй член экипажа - стрелок.
Первый прототип был построен в ноябре 1932 года, в следующем месяце был готов и
второй. Бомбардировщик "Kusho 6-Shi" представлял собой одномоторный биплан
довольно необычной конструкции. Нижнее крыло его изогнутое в форме обратной
чайки, было вынесено вперед по отношению к верхнему. Такое решение было
обусловлено сохранением центра тяжести самолета во время ввода и вывода в
пикирование, но оказалось ошибочным. В ходе первых же испытаний на пикирование
26 ноября 1932 года шеф-пилот фирмы Накадзима Цунео Фуджимаки не смог вывести
самолет из пике и врезался в землю. По свидетельству очевидцев с земли пилот
несколько раз пытался "поднять нос", но каждый раз его затягивало в пике. В
результате самолет почти отвесно вошел в землю, пилот погиб.
Второй прототип некоторое время еще проходил испытания, но ввиду отвратительной
управляемости и плохой устойчивости, вскоре был отправлен на прикол, а проект
закрыт.