Четвертое поколение японских палубных машин было ознаменовано ставкой на
отечественного производителя. До этого вся морская авиация Страны Восходящего
Солнца была плодом работ иностранных специалистов. К моменту начала работ по
новым палубным самолетам этот категория была представлена истребителем Накадзима
А2N Тип 90, торпедоносцем Мицубиси В2М Тип 89 и старым разведчиком С1М Тип 10.
Все эти машины, за исключением разведчика были вполне современными машинами, но
прогресс в авиастроении шел семимильными шагами и японский флот не желал
отставать от реалий современности, при этом желание развивать собственную
авиастроительную школу было вполне разумным и логичным решением для страны.
Ввиду этого новообразованный технический отдел штаба авиации флота Kaigun Koku
Hombu в начале 1932 года разработал комплексное техническое задание 7-Shi на
весь ассортимент морской авиации. Это техзадание было, пожалуй, первым
крупномасштабным и очень амбициозным проектом в Японии, сделавшим страну
авиационной державой. Разработка всех типов морских самолетов предполагала
жесткий тендер между молодыми японскими авиастроительными компаниями. Одной из важнейших задач в спецификации 7-Shi занимала разработка палубного
самолета торпедоносца – "штурмовика" по японской классификации. В конкурсе было
предложено поучаствовать фирмам Мицубиси, Накадзима, государственному арсеналу
флота в городе Йокосука - "Kaigun Kokusho". Достаточно расплывчатые требования техзадания давали широкое поле для творчества разработчиков, предполагая лишь
некоторое улучшение динамических параметров нового торпедоносца по сравнению с
состоявшим на вооружении В2М. Собственно, вероятно, основная цель разработки
состояла скорее в наработке опыта отечественного авиастроения, и лишь во вторую
очередь в попытке получить машину кардинально превосходившую торпедоносец
предыдущего поколения. В результате, принятый на вооружение в итоге новый
палубный торпедоносец Yokosuka (Kokusho) B3Y1, ничем особо не превосходил своего
предшественника, а в части надежности и управляемости даже уступал. Служба его
была бесцветной и недолгой. Из боевых частей он исчез практически одновременно с
более почтенным по возрасту В2М, которого был призван заменить. У конкурентов
итоги получились еще хуже. Оригинальный проект с Х-образными крыльями бипланной
коробки В3N представила фирма Накадзима. Старейший игрок в японском авиастроении
– Мицубиси представила лишь модификацию своего В2М под обозначением 3MT10. Все
эти проекты строились вокруг более мощных двигателей, нежели в предыдущих
поколениях. 1-й арсенал флота Kaigun Kokusho использовал 620-сильный рядный Hiro
Type 91, лицензионную копия французского Lorraine-Dietrich 12Eb Courlis, не
отличавшийся надежностью. На Накадзиме остановили свой выбор на 9-цилиндровым
радиальным Nakajima Hikari 2 мощностью 700 л.с. Фирма Мицубиси применила
английский рядный Royce Buzzard II-MS мощностью 835 л.с. Все вышеперечисленные проекты были характерны недостаточной тяговооруженностью.
Не смотря на большую мощность примененных двигателей, недостаток опыта в
проектировании самолетов у еще зеленых японских инженеров стал причиной
нарушения весовой культуры, все проекты были перетяжелены и прирост мощности "съедался" значительной массой конструкции. Помимо трех претендентов, участвовавших в конкурсе 7-Shi, свой проект неожиданно
представила фирма Аичи, до сего момента специализировавшаяся на поплавковых
легких машинах и лицензионном производстве иностранных конструкций. Аичи
официально не участвовала в конкурсе на палубный торпедоносец 7-Shi, поэтому об
этом проекте обычно не упоминают, тем не менее, он также заслуживает внимания. Проект, получивший внутрифирменное обозначение
АВ-8 (аббревиатура от "Aichi
biplane 8-й проект"), был разработан конструктором фирмы Токуйчиро Гомеи в
сентябре 1932 года. В его основе лежала конструкция учебно-тренировочного
самолета Тип 13 К1Y, который производился на Аичи по лицензии 1-го Арсенала
флота Kokusho. Хотя в процессе проектирования Токуйчиро Гомеи слишком далеко
ушел от исходного проекта, получив в итоге совершенно новую машину. АВ-8 представлял собой трехместный биплан смешанной конструкции с тремя
отдельными кабинами экипажа, прикрытыми плексигласовыми козырьками. Силовой
набор фюзеляжа набирался из стальных труб с фанерными шпангоутами. Лонжероны
крыла также представляли собой стальные трубы с деревянными нервюрами. Обшивка
полотняная за исключением капота двигателя. Крылья бипланной коробки имели
возможность ручного складывания. В качестве силовой установки Гомеи рассматривал
два доступных двигателя. Во-первых, французский Hispano Suiza, лицензионное
производство которого было недавно освоено на Мицубиси под обозначением "Тип Hi",
а во-вторых, французский рядный 12-цилиндровый, водяного охлаждения Lorraine-Dietrich 12Eb Courlis, выпускаемый по лицензии арсеналом флота Хиро под
обозначением Тип 91. В итоге остановились на втором варианте ввиду чуть большей
мощности в 835 л.с. Винт металлический, трехлопастный постоянного шага.
Вооружение было представлено пулеметом Тип 92 – лицензионным Льюисом в задней
кабине и синхронным Виккерсом-Е, неподвижно размещенным на капоте двигателя. На
внешней подвеске под фюзеляжем располагались держатели под стандартную торпеду
Тип 91 или набор бомб, эквивалентной массой до 800 кг. Проект был завершен в сентябре 1932 года, в марте 1933 года был построен и
испытан прототип. Испытания показали великолепные данные. АВ-8 практически по
всем параметрам превосходил лучшего из конкурсантов – будущий В3Y. При
одинаковой массе, АВ-8 показал максимальную скорость 232 км/ч по сравнению с 219
у машины 1-го Арсенала в Йокосуке. Прекрасной была управляемость. Самолет Аичи
уверенно управлялся на минимальной скорости, не превышавшей 80 км/ч. Конструктор самолета Токуйчиро Гомеи позиционировал свое детище как
"лучший выбор для флота".
Однако, инициативны никогда не пользовались популярностью в Японии, синонимом
которой является слово "консерватизм".
Проект Аичи, который официально не участвовал в конкурсе, был принят флотом с
прохладцей, сравнительных испытаний не проводилось и под надуманным предлогом
был оставлен за бортом. Единственный построенный прототип АВ-8 был разоружен, получил гражданский
регистрационный номер J-BESL, и некоторое время использовался в компании Аичи
для различных экспериментов и как транспортный в районе авиабазы Кагамигахара.
(c)
Евгений Аранов
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
AB-8 |
Размах крыла, м |
14.00 |
Длина, м |
9.55 |
Высота, м |
3.67 |
Площадь крыла, м2 |
48.30 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1770 |
нормальная взлетная |
3200 |
Тип двигателя |
1 ПД Hiro Type 91 |
Мощность, л.с. |
1 х 620 |
Максимальная скорость , км/ч |
232 |
Крейсерская скорость , км/ч |
195 |
Продолжительность полета, ч.мин |
4.30 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
3 |
Вооружение: |
планировалось - один синхронный
7,7-мм пулемет Виккерс-Е и один подвижный Тип 92 в кабине стрелка
одна 800 кг торпеда |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Варианты окраски:
|
AB-8 (c) Zygmunt Szeremeta |
|
Уголок неба. 2014
|