Уголок неба ¦ Comte AC-3

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой бомбардировщики
   AC-3
       
Разработчик: Comte
Страна: Швейцария
Первый полет: 1929
Тип: Бомбардировщик - транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Лето 1928 года. Чакская война между Боливией и Парагваем еще не началась. Парагвайская кавалерия только готовится к тому, что потом назовут первым выстрелом необъявленной войны" в Гран Чако - атаке на боливийский форт Вангуардия, которая состоится 5 декабря. Но напряженность между двумя странами нарастает. Одной из мер, предпринятых боливийцами, было усиление ВВС вообще и создание мощной авиагруппы из тяжелых бомбардировщиков в частности.

Одной из фирм, к которым обратились латиноамериканские эмиссары, была малоизвестная даже в то время швейцарская фирма "Комте" ("Alfred Komte Schweizarishe Zlugzeugfabrik"). Основанная одним из пионеров швейцарской авиации Альфредом Комте в 1923 году, она к тому времени построила лишь около полутора десятков одномоторных самолетов. Но, несмотря на отсутствие у швейцарцев опыта в постройке тяжелых самолетов, Комте получил заказ на постройку трех двухмоторных бомбардировщиков, которые могли также использоваться как транспортные самолеты, на сумму 110500 боливаров (примерно 30000 долларов США). Видимо, сыграло свою роль то, что, как это ни парадоксально, две трети построенных "Комте" самолетов ушло на экспорт в Латинскую Америку. Хотя, вероятнее всего, боливийцы просто сэкономили деньги, так как заказ у более известной фирмы стоил бы дороже.

С поставленной задачей Альфред Комте справился. Первый построенный самолет (No.27) совершил полет с аэродрома Дюбендорф 22 февраля 1930 года. Он получил швейцарский гражданский регистрационный номер СН-300. Первые же полеты показали, что характеристики воздушных винтов (на самолете были установлены два, тянущий и толкающий, двухлопастных деревянных винта "Астра") не обеспечивают передачи мощности двигателей. Требовалось либо менять винты, либо установить редукторы на двигателях. При этом редукторы были уже давно специально разработаны для АС-3 инженером Фиерцем, но не установлены с целью экономии средств. Поняв, что надо что-то делать, причем срочно, швейцарцы пошли сразу обоими путями - установили редукторы и заменили винты на четырехлопастные фирмы "Шварц". Пришлось также переделать руль направления. Новые испытания показали, что все проектные требования, кроме потолка на одном двигателе, выполняются. Интересно, что для постройки АС-3 (а на тот момент это был самый большой самолет, построенный в Швейцарии) пришлось строить новый ангар, так как в старом он не умещался.

Но беда подкралась с неожиданной стороны. 28 мая 1930 года в результате восстания президент Боливии Мариано Эрнандо Силес Рейес был свергнут. Сменивший его Роберто Инахоза отменил контракт с "Комте". Попытки швейцарцев добиться оплаты хотя бы за построенный самолет успеха не принесли. Тогда Комте принял решение прекратить строительство двух остальных самолетов (N928 и N929), а N927 попытаться продать ВВС Швейцарии. К сожалению для Комте, продать самолет не удалось. Еще некоторое время самолет использовался для различных испытаний, но в 1935 году он был пущен на слом.

"Комте" АС-3 был представителем своеобразного типа самолетов - транспортников, изначально приспособленных для использования в роли бомбардировщиков. Такими самолетами славилась, например, фирма "Юнкере". Не обладая запредельными характеристиками, группа АС-3 в боливийских условиях представляла бы собой немалую силу, которая могла применяться как для бомбардировок (а 2000 кг бомб - "это много"), так и для переброски солдат и грузов или эвакуации раненых, но, к сожалению, в Южную Америку самолет так и не попал, а ВВС Швейцарии он был, действительно, просто не нужен.

Техническое описание

Самолет "Комте" АС-3 представлял собой подкосный высокоплан с двумя двигателями "Испано-Сюиза", установленными тандемом в мотогондоле над фюзеляжем.

В носовой части размещалась открытая кабина стрелка. На уровне передней кромки крыла находилась кабина для двух пилотов, сидевших бок о бок. За ней в фюзеляже располагался отсек размером 4,5x1,9x1,5 м, который мог использоваться для размещения различных грузов, внутри него размещалась бомбовая подвеска. Рядом с ней находилось рабочее место бомбардира. В днище фюзеляжа имелся люк размером 1,9x1,4 м для сброса бомб и загрузки крупногабаритных грузов. Отсек освещался через шесть целлулоидных окошек в бортах фюзеляжа, в хвосте его в левом борту размещалась дверь, служившая как для входа экипажа, так и для загрузки бомб. За ней находилось место заднего стрелка с перекатной пулеметной установкой. Связь пилотов с задней кабиной осуществлялась при помощи пневмопочты.

Дюралюминиевые главные бензобаки емкостью по 1000 литров располагались между лонжеронами крыла справа и слева от фюзеляжа. Сверху оба бака имели заправочные горловины. В центроплане размещался расходный бак емкостью 100 литров, под ним - вспомогательный подкачивающий насос. На двигателях стояло по два бензонасоса, которые могли закачивать бензин как из расходного бака, так и из крыльевых. Фюзеляж прямоугольного сечения представлял собой ферму из дюралевых труб, обшитую фанерой.

Мотогондола размещалась над фюзеляжем перед крылом на раме из стальных труб. Была предусмотрена возможность обслуживания мотоустановки в полете, для чего между двигателями имелось рабочее место механика, защищенное от встречного потока. Центральное размещение двигателей обеспечивало стабильный полет даже при отказе одного из них. Сотовые радиаторы системы водяного охлаждения размещались на бортах мотогондолы, масляные радиаторы, как и маслобаки - под двигателями.

Деревянное двухлонжеронное (лонжерон - ферма из стальных труб, укрепленная тросами) крыло с полотняной обшивкой имело в плане форму неправильной трапеции с закругленными законцовками. Крыло лежало сверху на фюзеляже и поддерживалось с каждой из сторон парой подкосов из стальных труб.

Шасси - неубирающееся двухстоечное с хвостовым костылем. Главные стойки с колесами "Палмер" 1500x300 мм имели вертикальные амортизаторы с ходом 200 мм.

Длинные и узкие элероны управлялись тросовой проводкой. Горизонтальное оперение состояло из стабилизатора и состоящего из двух частей руля высоты, вертикальное - из киля и руля направления, имевшего аэродинамическую компенсацию. Все хвостовое оперение имело деревянную конструкцию, усиленную стальными трубами, и тканевую обшивку.

Для работы в жарком и влажном климате все деревянные части самолета покрывались тремя слоями специальной водостойкой краски.

АС-3 мог нести до 2000 кг бомб или перевозить 15 солдат (или шесть раненых на носилках).





 ЛТХ:
Модификация   AC-3
Размах крыла, м   26.00
Длина, м   18.00
Высота, м   6.05
Площадь крыла, м2   95.00
Масса, кг  
  пустого самолета   4100
  нормальная взлетная   6500
Тип двигателя   2 ПД Hispano-Suiza
Мощность, л.с.   2 х 600
Максимальная скорость , км/ч   210
Крейсерская скорость , км/ч   185
Практическая дальность, км   1500
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   5300
Экипаж, чел   3
Вооружение:   два 7.7-мм пулемета
  бомбовая нагрузка - до 720 кг.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 AC-3
 AC-3
 AC-3
 AC-3
 AC-3 после модернизации
 AC-3 после модернизации
 AC-3 после модернизации

  Схемы:

 AC-3

 



 

Список источников:

Арсенал-Коллекция 2016-06. Юрий Пахмурин. Швейцария, дальше - нигде. Бомбардировщик "Комте" AC-3
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Michael J. H. Taylor. Jane's Encyclopedia of Aviation
NACA Aircraft Circular No.122. The "Comte A.C. 3" Military Airplane (Swiss)
L'Aeronautica 1930-04. Monoplano bimotore Comte da bombardamento


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: