Самым крупным аэропланом, построенным
на заводе "Анатра", был двухфюзеляжный
трехстоечный биплан "Анадва", спроектированный летчиком-испытателем завода В.Н.Хиони (другие названия машины -
"Двухвостка Хиони", тип ВХ, "Анатра-Хиони"). Первый экземпляр
самолета закончен в постройке 30 июня 1916 г. Он представлял собой два
фюзеляжа от "Анаде", объединенных общей бипланной коробкой и
оперением. Самолет был трехместным: летчик сидел в левом фюзеляже, наблюдатель -
в правом, а на верхнем крыле помещалась гондола стрелка с пулеметной турелью.
Такое расположение огневой точки обеспечивало ей ничем не ограниченный круговой
обстрел. Испытания показали, что энерговооруженность машины недостаточна и летные
данные крайне низки. Тогда Хиони приступил к постройке второго экземпляра, взяв
фюзеляжи и 150-сильные двигатели "Анасаля". Трубчатые водорадиаторы
располагались по бортам фюзеляжей. Аппарат, названный "Анадва-Сальмсон", был
готов к маю 1917-го. Из трехместного он стал пятиместным - кроме верхней турели,
появились стрелковые точки в фюзеляжах. Это делало его одним из наиболее хорошо
защищенных самолетов своего времени. Первоначальные испытания проводил сам Хиони,
после него летали военные летчики. Общая оценка сводилась к тому, что, кроме
вооружения, самолет не имел преимуществ перед одномоторными машинами. Тем не
менее, из-за острой нехватки бомбардировщиков в русской авиации его приняли на
вооружение. 3 ноября 1917-го с Анатрой заключили договор на постройку 50 "Анадва-Сальмсонов",
но в результате известных событий контракт так и остался невыполненным.
Летом того же года в Одессе
испытывался третий, поплавковый, экземпляр "Анадва".
Испытания закончились катастрофой. 11 августа самолет с авиаконструктором за
штурвалом разбился при посадке на воду. Сам Хиони не пострадал, но пассажир,
сидевший в верхней гондоле, выпал оттуда и утонул. Это поставило крест на
дальнейшей карьере машины.
В 1921 году, по окончании Гражданской войны Хиони
вернулся к своему дореволюционному проекту и построил четвертый экземпляр "Анадва", уже со
160-сильными моторами. Радиаторы были вписаны в контур верхнего крыла, как это
делалось на многих германских и австрийских машинах. Над центропланом нижнего
крыла между фюзеляжами располагался крупный сигарообразный бензиновый бак.
Самолет также отличала несколько измененная форма хвостового оперения с роговой
компенсацией рулей поворота и небольшие дополнительные вертикальные рули,
укрепленные на внешних межкрыльевых стойках. По замыслу конструктора они
помогали компенсировать разворачивающий момент в случае отказа одного из
двигателей. В названии машины уже не фигурировала фамилия бывшего владельца
завода, успевшего к тому времени уехать на "историческую родину". Аппарат
испытывался под маркой "Хиони No.4".
Убедившись в надежности новой машины, Хиони
перелетел на ней в Москву, где совершил несколько демонстрационных полетов. Но
по оценке специалистов, конструкция самолета была морально устаревшей, а его
летные характеристики далеко отставали от требований времени. В итоге "Хиони No.4" также остался в
единственном экземпляре, а в 1923 году его отправили на слом.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Анадва ВХ |
Размах крыла, м |
19.10 |
Длина, м |
8.10 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
62.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1280 |
нормальная взлетная |
1930 |
Тип двигателя |
2 ПД Сальмсон |
Мощность, л.с. |
2 х 120 |
Максимальная скорость , км/ч |
140 |
Крейсерская скорость , км/ч |
121 |
Практическая дальность, км |
450 |
Скороподъемность, м/мин |
132 |
Практический потолок, м |
4000 |
Экипаж, чел |
6 |
Вооружение: |
до 5 пулеметов и до 350 кг бомб |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|