В 1921 г. флот заказал
Мицубиси разработку трех типов самолетов: палубного истребител,
палубного разведчика и палубного бомбардировщика-торпедоносца. Эти
самолеты должны были составит вооружение первого японского авианосца "Хосо"
("Hosho"), который планировали спустить на воду в 1922 г. Мицубиси
обратилась к бывшему конструктору фирмы "Сопвич" инженеру Герберту
Смиту, с предложением спроектировать все три самолета при помощи
японских конструкторов. Смит привез с собой еще семь британских
авиационных специалистов. С такой командой Смит и приступил к работе.
Первые два самолета,
истребитель Мицубиси 1MF1-5 и разведчик Мицубиси 2MR, получились очень
удачными машинами, которые оставались в производстве и на вооружении
длительное время. Третий самолет не смог разделить этого успеха. Этим
самолетом стал 1MT1N. Чтобы самолет смог нести торпеду, Смит решил
использовать схему триплана ("тип 10" оказался первым и единственным
трипланом построенным в Японии). Однако такая схема оказалась и
губительной для самолета, так как "тип 10" оказался слишком громоздким
для размещения на авианосце. Несмотря на благоприятные отзывы морских
пилотов о самолете, особенно о его маневренности, флот отказался от
производства "типа 10" после постройки 20 машин, приняв вместо него
Мицубиси "тип 13", также разработанный Смитом, трехместный биплан,
который стал весьма успешным проектом.
Опытный образец этого
самолета, обозначенный 2МТ1, совершил первый полет в январе 1923 г. Под
обозначением В1М1 он был запущен в серийное производство для
японских ВМС, где был обозначен Тип 13 Палубный Штурмовик (Type 13
Carrier Attacker). Самолет имел цельнодеревянную конструкцию и оснащался
двигателем Napier "Lion" мощностью 450 л.с или, на более поздних
вариантах 500-сильным "Hispano-Suiza" с двухлопастным деревянным винтом
фиксированного шага. Крылья для удобства хранения на авианосцах
складывались.
Хотя новый торпедоносец и
не был впечатляющим в части летных характеристик, но был любим экипажами
за надежность и удобство обслуживания.
Базовый проект стал основой
для различных модификаций, последней из которых был серийный трехместный
вариант В1М3. В январе-феврале 1932 г. самолеты Тип 13, (из 1-й дивизии,
базирующиеся на авианосцах Хосё и Кага), участвовали в военном конфликте
с Китаем, совершив серию воздушных налетов на Шанхай. Причем, 22 февраля
1932 года один из В1М был потерян. Тогда три бомбардировщика Mitsubishi
Type 13-3 (B1M) под командованием тайи (ст. лейт.) Susumu Kotani из
авиагруппы "Kaga" взлетели с аэродрома Кунда для бомбардировки
железнодорожного узла. Торпедоносцы, сопровождали три истребителя А1N.
Они заняли эшелон выше бомбардировщиков и несколько отстали от своих
подопечных, поэтому прозевали одиночный китайский истребитель Boeing
P12-E (модель 218) который пилотировал американский доброволец Роберт
Шорт (Robert McCawley Short). Американец быстро атаковал ведущего
бомбардировщиков и открыл огонь. В результате лидер группы тайи (ст.
лейт.) Susumu Kotani, занимавший место штурмана в средней кабине В1М,
был убит, а его стрелок Sasaki тяжело ранен. Подоспевшие истребители
немедленно атаковали американца с тыла. Подойдя почти вплотную к Роберту
Шорту, они расстреляли его Боинг.
Несмотря на то, что к
середине 1930-х годов самолеты В1М устарели, часть из них продолжала
использоваться в японских ВМС аж до 1938 года. Правда это объясняется не
столько выдающимися качествами самолета, сколько отсутствием весомой
замены. Все более поздние проекты палубных торпедоносцев так и не смогли
полностью заменить Тип 13 в частях морской авиации вплоть до середины
30-х годов.
Необходимо также отметить,
что несмотря на явный антагонизм между армией и флотом Японской Импении,
армейская авиация на базе торпедоносца Тип 13 потребовала от Мицубиси
разработки армейского варианта бомбардировщика. Это было связано со
слишком высокой стоимостью армейского проекта Mitsubishi 2MB2 "Washi",
разработанного немецким конструктором Александром Бауманном. Получивший
обозначение Тип 87 или Mitsubishi 2MB1, легкий бомбардировщик Мицубиси
был принят на вооружение японской армии. Но это уже другая история...
(c)
Евгений Аранов
Модификации
: |
|
|
2МТ1 |
опытный образец и первоначальный
серийный вариант.
|
2МТ2, 2МТ3 |
слегка измененные варианты самолета 2МТ1, которые вместе с вариантом 2МТ1
были обозначены в ВМС B1M1 или Тип 13-1.
Построено 196 машин.
|
2МТ4 Otori |
двухпоплавковый
разведывательный вариант самолета 2МТ2; три машины были испытаны, но
самолет серийно не производился.
|
2МТ5 |
вариант, оснащенный V-образным
12-цилиндровым двигателем Hispano-Suiza мощностью 500 л.с. построено 116 машин.
|
3МТ2 |
трехместный вариант с двигателем Hispano-Suiza мощностью 600 л.с. Компания Мицубиси построила 88 самолетов
в 1929-30 годах, еще 40 машин выпустила позднее компания Hiro Arsenal.
Вариант имел обозначение ВМС - В1М3, или Тип 13-2-2. Вместо двух пулеметов
переднего огня был установлен один. |
Т-1.2 |
обозначение гражданского варианта с
закрытой кабиной, рассчитанной на двух или трех пассажиров,
располагавшихся позади кабины пилота. Внутренняя компоновка была различна
на каждом самолете. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
2МТ1 |
Размах крыла, м |
14.77 |
Длина, м |
9.77 |
Высота, м |
3.50 |
Площадь крыла, м2 |
59.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1442 |
нормальная взлетная |
2697 |
Тип двигателя |
1 ПД Napier Lion |
Мощность, л.с. |
1 х 500 |
Максимальная скорость , км/ч |
209 |
Крейсерская скорость , км/ч |
176 |
Практическая дальность, км |
370 |
Практический потолок, м |
4500 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
два передних 7,7 мм пулемета и два пулемета на шкворне в задней кабине одна 18-дюймовая торпеда или две бомбы массой 240 кг |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2016
|