Не удовлетворенный качествами палубного торпедоносца Мицубиси Тип 89 - В2М,
Императорский Флот Японии в 1932 году составил спецификацию 7-shi, целью которой
была разработка новой машины этого класса. Новый торпедоносец было решено
создавать без участия иностранных разработчиков силами собственной молодой
японской авиапромышленности. Спецификация 7-shi была передана для участия в
тендере трем авиастроительным фирмам - Mitsubishi, Nakajima и только что
образованному 1-му Морскому Авиационному Техническому Арсеналу в городе Йокосука
- "Kaigun Kokusho".
В рамках спецификации фирма Mitsubishi, под руководством главного конструктора Hajima Matsuhara построила изящный биплан под фирменным обозначением 3MT10,
однако, изрядно потяжелевший самолет оказался даже медлительнее, чем его
предшественник В2М, которого он был призван заменить. К тому же в одном из
испытательных полетов в феврале 1934 года 3MT10 потерпел аварию и восстановлению
не подлежал.
На Nakajima построили весьма оригинальный вариант под обозначением Y3B или В3N,
представлявший собой биплан, верхнее крыло которого было изогнуто в форме чайки
вверх, а нижнее, соответственно - вниз, получая спереди Х-образную форму. Но и
детище Nakajima, не смотря на модернистскую конструкцию, не блистало данными и
все ограничилось постройкой двух прототипов.
Таким образом, неожиданно в лидеры конкурса вышел проект 1-го Арсенала в
Йокосука, разработанный молодым конструктором Suzuki Tamefumi.
Тамефуми не стал заниматься глобальными конструкторскими изысками, а взяв за
базу готовый проект только что запущенного в производство торпедоносца В2М2
модель 2 построил свой прототип, заимствовав большую часть технических решений
из проекта Мицубиси. Сложно сказать, на сколько проект Тамефуми можно назвать
плагиатом, но внешне оба самолета оказались весьма схожими. Но в одном Тамефуми
выиграл - его самолет опередил конкурентов по срокам на несколько месяцев, что и
предопределило итоги конкурса. Прототип совершил свой первый полет в феврале
1933 года и после незначительных доработок, проведенных на фирме Aichi Kokuki
под руководством Tokuichiro Gomei, уже в августе 1933 года был принят на
вооружение под обозначением "Палубный штурмовик флота Тип 92" или коротко
В3Y1.
Основное производство было развернуто на заводах фирмы Aichi, где было построено
75 штук В3Y1, еще 23 штуки выпустила фирма Watanabe и около 30 торпедоносцев
покинуло цеха арсенала Hirosho.
Причем, самолеты выпуска фирмы Aichi отличались двухлопастным винтом
фиксированного шага, в то время как детища Watanabe и Hirosho имели
четырехлопастные винты.
Торедоносец В3Y1 представлял собой трехместный биплан смешанной конструкции.
Каркас фюзеляжа набирался из стальных труб и обшивался полотном за исключением
носовой части, обшитой дюралевыми листами. Крылья - с деревянным набором и
фанерной обшивкой могли складываться для хранения на авианосцах. Двигатель - Hiro Type 91, рядный 12-цилиндровый, водяного охлаждения, взлетной мощностью 620
л.с. Этот двигатель - лицензионная копия французского Lorraine-Dietrich 12Eb
Courlis - собственно, и стал ахиллесовой пятой нового самолета. Он оказался
капризным и очень ненадежным в японском исполнении. К тому же и сам самолет
оказался не на высоте по своим характеристикам, отличаясь плохой путевой
устойчивостью и сложностью в управлении, что отмечали строевые морские летчики,
привыкшие к послушным и надежным В1М и В2М. Производство В3Y шло неспешно и было
завершено в начале 1936 года.
В частях морской авиации торпедоносец Тип 93 так и не смог заменить более
старших товарищей фирмы Мицубиси В1М и В2М, которые у экипажей пользовались куда
большей популярностью. Тем не менее, В3Y успел застать начальную стадию 2-го
японо-китайского инцидента. По девять торпедоносцев В3Y базировались в составе
авиагрупп авианосцев Хосё, и Рюйё, действовавших у берегов Китая в августе 1937
года. Но судя по всему, Рюйё перед отправкой в район боевых действий сдал свои
торпедоносцы, увеличив количество пикировщиков и истребителей на борту. Кроме
того, в Китай был переброшен "сухопутный" смешанный 12 кокутай, в котором
числилось 12 В3Y. 12 кокутай по прибытии к месту дислокации на аэродром Chowshihtze (Shusuishi) в Luda (Dairen), был включен в состав 2-го Rengo Kokutai
- Объединенной Авиагруппы с 7-го августа 1937 года, но уже в конце августа убыл
обратно в Японию. В3Y из состава 12 Ku совершили несколько налетов на Шанхай но
в столкновения с китайскими ВВС, по видимому, не вступали.
Чуть больше
отличились торпедоносцы с авианосца Хосё, 18 августа 1937 года они точными
попаданиями уничтожили колледж Ten-Ji в Шанхае, где были расквартированы
китайские пехотные части. Но судя по всему, это был единственный успех
торпедоносца В3Y за его спокойную, но и бесславную карьеру. В составе 12 кокутай
В3Y простояли на вооружении до начала 1940 года. Но работы для них в Китае
практически не было. Фронт отодвинулся далеко от побережья, а боевая
эффективность этих устаревших машин была крайне низка. Да и японское
командование прекрасно понимало, что для серьезно обновившегося парка китайских
истребителей, эти тихоходные машины представляют не более, чем легкую мишень.
Поэтому оставшимся торпедоносцам В3Y оставалась лишь заниматься рутинной
патрульной работой в тылу своих войск. В конце 1940 года этот тип самолета
полностью исчез из боевых частей флота.
(c) Евгений Аранов
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
B3Y1 |
Размах крыла, м |
13.51 |
Длина, м |
9.50 |
Высота, м |
3.73 |
Площадь крыла, м2 |
50.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1850 |
нормальная взлетная |
3200 |
Тип двигателя |
1 ПД Hiro Type 91 |
Мощность, л.с. |
1 х 620 |
Максимальная скорость , км/ч |
219 |
Крейсерская скорость , км/ч |
175 |
Практическая дальность, км |
|
Продолжительность полета, ч |
4.5 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
3 |
Вооружение: |
один синхронный
7,7-мм пулемет Тип 89 калибра и один подвижный в кабине
стрелка
одна 800 кг торпеда или 500 кг бомб
(обычно 2х 250 кг) |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2015
|