Не удовлетворившись результатами прошедшего конкурса 1932 года на палубный
торпедоносец по спецификации 7-shi, Штаб Императорского флота Японии Kaigun Koku
Hombu в 1934 году объявил новый конкурс проектов, разработав спецификацию 9-shi.
В тендер включились все те же игроки - фирмы Mitsubishi, Nakajima и 1-й арсенал
флота в городе Йокосука "Kaigun Kokusho".
Забегая вперед, надо отметить, что лишь последний конкурсант разработал новый
проект, в итоге и поступивший на вооружение - будущий палубный штурмовик флота
Yokosuka B4Y. Nakajima, взяв за базу предыдущий проект своего B3N, путем
увеличения мощности двигателя, представила проект B4N - оригинального биплана с
Х-образными крыльями. По тому же пути пошла и фирма Mitsubishi, также решив
доработать предыдущий проект 3MT10, разработанный в рамках конкурса по
спецификации 7-shi. Но в данном случае, конструктор Hajime Matsuhara пошел
несколько дальше конкурентов из Nakajima. Пожертвовав мощностью двигателя, он
установил на свой проект Ка-12 новый 14-цилиндровый экспериментальный
радиальный двигатель Mitsubishi 8-Shi расчетной мощностью 650-800 л.с.
Чтобы компенсировать недостаток мощности Мацухара пришлось предельно облегчить
конструкцию планера. Деревянный силовой набор крыла проекта 3MT10 был заменен на
алюминиевый, что в купе с более легким двигателем дало экономию в массе порядка
590 кг. В остальном планер новой модели был идентичен проекта 3MT10, внешне
отличаясь лишь носовой частью с радиальным двигателем, прикрытым металлическим
капотом. Была также изменена форма нижнего крыла бипланной коробки, приобретя
вид обратной чайки, что считалось полезным для морских самолетов, облегчая
аварийную посадку на воду. Кроме того, Мацухара ради экономии веса убрал
массивные обтекатели колес.
Первый прототип впервые поднялся в воздух в августе 1934 года, всего через шесть
месяцев после объявления конкурса. Самолет, получивший внутрифирменное
обозначение Ка-12 или В4М, показал неплохие скоростные данные, развив
почти 270 км/ч. Однако, ошибки в прочностных расчетах привели к тому, что
жесткость крыльев была недостаточной, приводя к вибрации всей бипланной коробки.
На втором прототипе, внешне отличавшимся от первого новым капотом двигателя,
возвращенными обтекателями шасси и введением хвостового колеса вместо костыля,
Мацухара попытался исправить положение, но кардинально исправить ситуацию с
жесткостью крыльев не удалось. Проект В4М был отклонен.
(c)
Евгений Аранов
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
B4M1 |
Размах крыла, м |
14.80 |
Длина, м |
9.96 |
Высота, м |
3.94 |
Площадь крыла, м2 |
54.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2000 |
нормальная взлетная |
3827 |
Тип двигателя |
1 ПД
Mitsubishi 8-Shi |
Мощность, л.с. |
1 х 650 |
Максимальная скорость , км/ч |
241 |
Крейсерская скорость , км/ч |
185 |
Продолжительность полета, ч.мин |
6.17 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
3 |
Вооружение: |
один 7.7-мм пулемет
синхронный неподвижный, два 7.7-мм
пулемета в кабине стрелка
одна 800-кг торпеда Тип 91 или столько
же бомб. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2016
|