В отличие от довольно распространенных двухдвигательных летающих лодок - начиная
с лодки Curtiss H America, на базе которой в США и Великобритании было
разработано несколько успешных самолетов - двухдвигательные поплавковые
гидросамолеты были большой редкостью. Среди них были немецкие Gotha W.D.4 и
довольно экзотический Gotha-Ursinus U.W.D. Среди французских морских самолетов
поплавковые двухмоторные гидропланы были одного типа, который будет описан в
данной статье.
Разработала этот гидросамолет авиастроительная компания пионера авиации Габриэля
Бореля (Gabriel Borel), который в 1910 году основал в Мурмелоне (Mourmelon)
летную школу. Инструкторами этой школы были люди, ставшие впоследствии
знаменитыми пилотами и авиаконструкторами, внесшими большой вклад в историю
авиации: Франсуа Дено (François Denhaut), Леон Моран и Раймон Солнье. Также в
школе работали мастерские, в которых Габриэль Борель проектировал (совместно с
другими) и строил свои самолеты. Построенные машины не имели наименований и
обозначались в зависимости от поставленных задач, например "гоночный моноплан".
До начала Первой Мировой войны самолеты Бореля для истории компании задним
числом получили обозначения с Bo.1 по, возможно, Во.19, но эти обозначения, как
правило, не использовались.
В 1911 году в школе произошла растрата капитала и после последовавшего за ней
скандала подавляющее большинство ее сотрудников покинуло школу и пошло
собственными путями. В числе немногих оставшихся был инженер Антуан Одье
(Antoine Odier), который стал своего рода главным конструктором. К 1914 году в
общей сложности было создано 19 самолетов, большинство из которых не вышли из
стадии прототипа. В числе этих самолетов был созданный в 1913 году прототип
истребителя дирижаблей. Несмотря на то, что аэроплан обладал отличными летными
характеристиками, власти отвергли его как бесполезный. В серийное производство
был запущен лишь учебный поплавковый моноплан (позднее получил обозначение
Bo.11) обр. 1911 года. Эти гидросамолеты применялись французским и британским
флотами, а также поступили на вооружение Бразилии.
После начала войны из-за мобилизации персонала небольшая компания Бореля была
закрыта, но в ноябре 1915 года фирма была восстановлена под наименованием Etablissements Borel и занималась изготовлением по лицензии многоцелевых
самолетов Caudron G.3 и G.4, истребителей Nieuport, а позднее и истребители SPAD
различных типов. Вскоре производственные мощности компании возросли до четырех
фабрик, а военные заказы помимо способствовавшего развитию фирмы капитала
привели к разработке большого гидросамолета. На технические решения этого
гидросамолета повлияли лаборатория Эйфеля (Laboratoire Eiffel), из стен которой
вышел аэродинамически чистый истребитель-моноплан Breguet LE, и поплавковые
самолеты 1915-1916 годов постройки. На данной основе Борель решил построить
самолет, способный нести и сбрасывать торпеду. Таким образом, это должен был
стать двухпоплавковый гидросамолет со свободным пространством под фюзеляжем.
Проект, получивший обозначение B.O.T, был разработан в 1916 году Антуаном Одье.
В этом же году проект был представлен на рассмотрение командованию французского
флота. Самолет оснащался двумя 160-сильными (118 кВт) радиальными двигателями
водяного охлаждения Salmson и помимо торпедометания мог выполнять функции
дальнего разведчика. Конструкция самолета была цельнодеревянной. Фюзеляж и
поплавки имели фанерную обшивку, тогда как крылья и хвостовое оперение
полотняную. Для облегчения маневрирования самолета на воде и его посадки с одним
работающим двигателем вертикальное оперение было выполнено трехкилевым.
Вооружение должно было состоять из двух подвижных 7,7-мм пулеметов Lewis,
установленных в позициях в носу самолета и за крыльями, четырех 70-кг бомб и
торпеды калибром 450 мм. Экипаж состоял из трех человек. Особенностью
гидросамолета Бореля была широкая и плоская (и водонепроницаемая) хвостовая
часть фюзеляжа, которая на поверхности воды выполняла функции хвостового
поплавка.
В августе 1916 года в первом же полете сразу же после взлета прототип разбился и
был полностью разрушен. Заново построенный "настоящий" прототип был оснащен
мощными восьмицилиндровыми V-образными двигателями водяного охлаждения Hispano-Suiza
8Bc, развивавшими мощность 220 л.с. (162 кВт). В таком виде в августе 1917 года
прототип, получивший новое обозначение Borel-Odier B.O.2 (также использовалось
обозначение Во.O.2), был передан ВМФ Франции для проведения официальных
испытаний в Сен-Рафаэле. Тестирование было весьма тщательным, и по его
результатам 12 декабря 1917 года был выдан заказ на производство сорока машин.
Производство этих самолетов затянулось и, прежде чем первые из них были
поставлены в боевые части, 10 июля 1918 года командование ВМФ Франции выдало
второй заказ - уже на 50 экземпляров. В середине августа первые серийные машины
прибыли на базы морской авиации в Перпиньяне (Perpignan), Сете (Cett), Тулоне и Антибе (Antibes). Однако на первых трех базах B.O.2 так и не приступили к боевой
деятельности и остались в ящиках в разобранном состоянии.
Самолеты данного типа не принимали участия в боевых действиях. Гидросамолеты
B.O.2 были применены лишь в сентябре 1918 года в несколько специфических
условиях: переведенное из Антиба в Ниццу подразделение по заказу министерства
почт и французского адмиралтейства установило регулярное почтовое авиасообщение
с Корсикой. В сентябре и в октябре было выполнено несколько полетов в Аяччо и
Кальви. Однако после случайной гибели двух B.O.2 и, наконец, после произошедшего
2 ноября исчезновения у мыса Антиб самолета (серийный номер "5") вместе со всем
экипажем французский ВМФ прекратил эти эксперименты и к дате подписания
Перемирия подразделение в Ницце было расформировано. Остальные самолеты в
разобранном виде были доставлены обратно в Сен-Рафаэль. Почтовые самолеты были
двухместными; передняя огневая позиция была закрытой и служила в качестве
грузового отсека.
К 1 декабря 1918 года в составе французской военно-морской авиации (Aviation
Maritime) числились 35 гидросамолетов B.O.2 (машины находились на вышеупомянутых
авиабазах) и их производство продолжалось и после окончания войны. К этому
времени компания Бореля сменила название на SGCIM (Société Générale des
Constructions Industrielles et Mécaniques). В апреле 1919 года компании была
заказана модификация одной из машин, заключавшаяся в установке 250-сильных (184
кВт) двигателей Hispano-Suiza 8Bb. Самолет испытывался в Сен-Рафаэле, но
результаты экспериментов не пригодились. На 1 декабря 1919 года на базах в Бере
(Berre), Тулуне и в Сен-Рафаэле находилось 68 гидросамолетов B.O.2 (всего было
построено 92 самолета; 2 прототипа и 90 серийных). Постепенно они были
отправлены на слом. Антуаном Одье был предложен созданный на базе B.O.2
гражданский транспортный самолет B.O.C.. Однако эта машина интереса не вызвала и
в начале 1920-х годов компания SGCIM завершила производство самолетов.
(c) alternathistory.org.ua
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
BO.2 |
Размах крыла, м |
19.80 |
Длина, м |
11.75 |
Высота, м |
4.28 |
Площадь крыла, м2 |
80.00 |
Масса, кг |
|
пустого снаряженного |
1650 |
нормальная взлетная |
2650 |
Тип двигателя |
2 ПД
Hispano-Suiza 8Bc |
Мощность, л.с. |
2 х
220 |
Максимальная скорость , км/ч |
140 |
Крейсерская скорость , км/ч |
115 |
Практическая дальность, км |
520 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
3 |
Вооружение: |
два подвижных 7,7-мм пулемета Lewis,
четыре 70-кг бомбы и
торпеда калибром 450 мм |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2015
|