Уголок неба ¦ Breguet Br.XIV

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой бомбардировщики
   Br.XIV
       
Разработчик: Breguet
Страна: Франция
Первый полет: 1916
Тип: Бомбардировщик-разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Самый известный французский военный самолет двухместный биплан с тянущим винтом Breguet 14 начал свое существование в мастерских компании в Велизи-Виллакублэ летом 1916 г. Он производился с марта 1917 по 1928 гг. и не был списан со службы в военной авиации Франции до 1932 г. Опытный самолет, получивший обозначение Breguet AV Type XIV, совершил первый полет 21 ноября 1916 г. Первый опытный самолет AV.1 еще иногда обозначают как Breguet 13 (второй с таким обозначением).

Буквы AV (Avant) в обозначении опытного самолета говорили о переднем расположении недавно созданного 12-цилиндрового двигателя Renault. Его угловатые крылья с полотняной обшивкой и фюзеляж имели конструкцию, изготовленную из дюраля, стали и дерева; элероны имелись как на верхнем, так и на нижнем крыле. Пилот и стрелок-наблюдатель сидели в открытых тандемных кабинах. Самолет имел прочное шасси с общей осью и был оснащен надежным двигателем Renault с прямоугольным лобовым радиатором.

      6 марта 1917 г. был сделан заказ на 150 разведчиков. К концу года количество заказов составило 2650 экземпляров; этот тип производился в вариантах бомбардировщика и разведчика компанией Breguet и пятью компаниями, получившими лицензию. Разведывательный вариант Br.XIV (Br.14) A.2 был оборудован камерой, радиопередатчиком и подвесками для четырех легких бомб. Опытный экземпляр бомбардировщика, совершивший испытательный полет весной 1917 г., имел элероны и закрылки на нижнем крыле и увеличенный размах крыльев по сравнению с моделью А.2. Прозрачные панели имелись по бокам кабины наблюдателя; секции передней кромки нижнего крыла по бокам фюзеляжа немного выступали вперед для размещения бомбовых стоек Michelin, которые в этом случае не мешали функционированию закрылков. Оба варианта имели скользящие панели в полу обеих кабин, что позволяло вести наблюдение за поверхностью земли.

     Самолеты Br.14 B.2 совершили много впечатляющих дневных рейдов в боевом строю в глубокий тыл немцев. В 1918 г. в попытке улучшить поперечное управление у них появились элероны с роговой компенсацией. В то же время был увеличен размах нижнего крыла у самолета Br.14 A.2 (у варианта Br.14 B.2 - уменьшен) и исправлена форма его законцовок. С нижнего крыла самолета Br.14 B.2 исчезли закрылки, таким образом отпала необходимость в имевшихся первоначально выступах передней кромки крыла для установки бомбовых стоек Michelin, которые в конечном итоге были заменены на стойки улучшенной конструкции. Двигатель Renault 12F был доработан и стал развивать мощность 300 л. с., тем не менее было испытано множество альтернативных силовых установок. Среди них были такие двигатели, как Renault 12К мощностью 400 л. с., Fiat A.12bis мощностью 300 л.с. и Liberty мощностью 400 л. с.

     Планы постройки множества самолетов Breguet 14 с двигателями Fiat  и Liberty для военной службы были отменены в 1919 г. из-за окончания войны. В то время самолеты Breguet 14 В.2 стояли на вооружении 15 эскадрилий 1-й бригады бомбардировщиков, а самолеты Br.14 A.2 летали в 12 дневных разведывательных эскадрильях и 19 эскадрильях, входящих в состав авиации сухопутных войск Франции. Пять независимых армейских дивизионов имели по эскадрилье самолетов Br.14 A.2. В общей сложности 27 эскадрилий самолетов Br.14 A.2 были прикреплены к полкам тяжелой артиллерии.

     Другие варианты времен войны включали в себя одноместный бомбардировщик Br.14 B.1, который не поступил в крупномасштабное производство, и вариант скорой помощи Br.14S. Был проведен эксперимент по использованию самолета Breguet 14 для быстрой эвакуации раненых практически с линии фронта в 1917 г. В 1918 г. четыре санитарных самолета Br.14S, каждый из которых вмещал двое носилок, применялись на фронте.

     В конце 1918 г. самолеты Breguet 14 использовались в составе 14 эскадрилий в Греции, Сербии и на Среднем Востоке, но лишь в заморских владениях Франции они достигли большой известности в течение более десяти лет в период между двумя мировыми войнами. Вариант, использовавшийся в более удаленных колониях, носил обозначение Breguet 14 TOE (Theatres des Operations Exterieures). В общей сложности к декабрю 1918 г. было построено 5300 самолетов Breguet 14. Три эскадрильи машин варианта А.2 и шесть эскадрилий варианта В.2 сформировали часть Французских оккупационных сил, которые базировались в Западной Германии с 1919 г.

     Другие самолеты поддерживали французские интервенционные войска во время гражданской войны в России после Октябрьской революции 1917 г. Было построено небольшое количество самолетов Breguet 14 с двигателями Fiat и 24 экземпляра Br.14 A.2 с двигателями Renault 12FeR (снабженными нагнетателями Rateau для улучшения высотных характеристик). Самолет Breguet 14 широко экспортировался и входил в состав ВВС вооруженных сил Бельгии, Бразилии, Чехословакии, Дании, Греции, Польши, Португалии, Румынии, Сиама, Испании и Югославии. В армии Франции он играл активную роль в жестоких боях с сирийскими и марокканскими повстанцами, которые продолжались на протяжении 20-х гг., а в Марокко до 1934 г. К сентябрю 1926 г. 301 самолет Breguet 14 А.2 и несколько бомбардировщиков Br.14 B.2 использовались во французском Марокко. Их дополняли 52 биплана Breguet 14T bis Sanitaire (санитарный). Франция упорно добивалась воздушной скорой помощи для эвакуации раненых из районов боев и строила этот гражданский вариант в некотором количестве для эксплуатации за границей. За один 1923 г. санитарные самолеты Breguet эвакуировали 870 раненых в Ливане и Марокко.

     Авиационная служба Соединенных Штатов во Франции, которая в 1918 г. использовала самолеты Breguet 14 в своих эскадрильях дневных бомбардировщиков, приобрела несколько тренировочных вариантов Br.14 Et.2. Самолеты использовались как тренировочные в военной авиации Франции в значительном количестве в 20-х годах. Последние экземпляры были выведены из эксплуатации в 1932 г. С таким спросом на машины этого типа неудивительно, что после войны производство вариантов А.2 и В.2 с 1919 по 1928 г. составило в общей сложности более 2500 экземпляров (в 1925 г. только в бюджете Франции имелись средства для приобретения 376 самолетов Breguet 14 А.2 и 95 санитарных Breguet 14Т bis). Они производились не менее чем 19 различными фирмами, не считая компании Breguet. Определенное количество самолетов, заказанных для поддержания существования французской авиационной промышленности, совершили испытательные полеты и затем были помещены на склад, а впоследствии отправлены на слом.

     Самолет Breguet 14 совершил несколько выдающихся дальних перелетов. В январе 1919 г. капитан Коли и лейтенант Роже дважды пересекли Средиземноморье, пролетев примерно 1609 км. 5 апреля того же года лейтенант Роже совершил перелет из Лиона в Рим и затем в Ниццу, а впоследствии новый французский рекорд дальности был установлен Коли и Роже, когда они пролетели дистанцию длиной 1900 км между Ле Бурже и Кенитрой (Марокко). 

     



 Модификации :

 Br.14 А.2

 первоначальный серийный вариант разведчика
 Br.14 B.1  малосерийный вариант бомбардировщика

 Br.14 В.2

 крупносерийный вариант бомбардировщика

 Br.14S

 санитарный вариант

 Br.14 TOE

 вариант, для дальних колоний

 Br.14 Et.2

 тренировочный вариант

 Breguet 14T  транспортный вариант
 Breguet 14T bis Sanitaire

 санитарный вариант

 Breguet 14 Т.2 Salon

 совершив свой первый полет в 1919 г., этот гражданский вариант сохранил заднюю кабину пилота. Передняя часть фюзеляжа была увеличена в диаметре для размещения двухместной кабины, в правом борту имелась входная дверь; несколько таких самолетов применялись авиакомпанией C.M.A. (Compagnie des Messageries Aeriennes) на внутренних маршрутах (кроме того, для перелетов в Лондон и Брюссель) параллельно с обычными самолетами Breguet 14, снабженными подкрыльевыми ящиками для почты. 

 Breguet 14Т bis

 этот вариант появился в 1921г. Он имел сильно модифицированную кабину с четырьмя окнами с каждой стороны, над которыми располагались четыре иллюминатора в верхней палубе; топливо находилось в обтекаемых баках, установленных по одному с каждой стороны под верхним крылом, ближе к корневой части от внутреннего ряда межкрыльевых стоек; кабина занимала пространство, где прежде находилась передняя кабина и топливные баки. Авиакомпания Lignes Aeriennes Latecoere использовала более 100 самолетов Breguet 14 в начале 20-х годов, в основном модели Br.14T bis. Они применялись на многих маршрутах компании, начиная с Тулузы и Барселоны. ВМС Франции испытали военные варианты Breguet 14: с двумя поплавками и с большим центральным поплавком плюс двумя стабилизирующими на концах крыла. По- видимому, использование поплавковых гидросамолетов Br.14 было ограничено несколькими санитарными экземплярами Br.14T bis на территориях колоний. Пять гражданских гидросамолетов Br.14 bis использовались в течение нескольких лет во французской Гвиане.




 ЛТХ:
Модификация   Bre.14 A.2(B.2)
Размах крыла, м   14.36
Длина, м   8.87
Высота, м   3.30
Площадь крыла, м2   49.20
Масса, кг  
  пустого самолета   1086
  нормальная взлетная   1765
Тип двигателя   1 ПД Renault 12 Fox
Мощность, л.с.   1 х 300
Максимальная скорость , км/ч   177
Крейсерская скорость , км/ч   152
Продолжительность полета, ч   2.30
Максимальная скороподъемность, м/мин   278
Практический потолок, м   5800
Экипаж, чел   2
Вооружение:   один 7.7-мм пулемет Vickers, установленный с левой стороны фюзеляжа, и спаренный 7.7-мм пулемет Lewis на кольцевом креплении в кабине наблюдателя
  бомбовая нагрузка до 40 кг в варианте разведчика и
 до 300 кг в варианте бомбардировщика.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип AV1 (иногда обозначается как Breguet 13)
 Прототип AV2
 Прототип AV2 с бомбовыми держателями Michelin
 Один из первых серийных Breguet 14
 Br.14 A2
 Br.14 A2
 Br.14 A2
 Br.14 A2
 Br.14 A2
 Br.14 A2
 Пара Br.14 A2
 Br.14 A2 с мотором Renault и радиатором Breguet Moreux
 Загрузка 20-кг бомб в Br.14 A2
 Поплавковый Br.14 A2
 Br.14 B1
 Br.14 B2
 Подвеска легких бомб под крыло Br.14 B2
 Br.14 B2 в полете
 Br.14 B2
 Построенный в США B2L
 Br.14T
 Br.14T bis
 Br.14T bis на поплавках
 Br.14T2
 Br.14 Et.2 с радиатором SIA 7B-1
 Турель TO-3 со спаренными пулеметами Lewis на Br.14 A2
 Кабина пилота Breguet 14

  Схемы:

 Br.14 A2
 Br.14 B2

  Варианты окраски:

 Br.14 A2 (c) Alan Toelle
 Br.14 A2 (c) Alan Toelle
 Br.14 A2 (c) Alan Toelle
 Br.14 B2 ВВС Польши
 Br.14 B2 ВВС Португалии (c) C.Fernandez
 Br.14 B2 (c) de Jean-Jacques Petit
 Br.14 B2 (c) Patrice Gaubert

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика. Владимир Перов, Олег Растренин. Пехотный самолет
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Breguet Br-14 A2 (B2, T)
TBiU 197. Tomasz J. Kowalski. Samolot Breguet 14
DocAvia 03. Louis Bonte.  Histoire des essais en vol 1914-1940
Aircraft Profile 157. J.M. Bruce & Jean Noel. The Breguet 14
Windsock Special. Alan D. Toelle. Breguet 14
James J. Davilla, Arthur M. Soltan. French Aircraft of the First World War
DocAvia 12. R. Danel, J. Cuny. L’Aviation Francaise de Bombardement et de Renseignement (1918-1940)
Le Fana de l'Aviation 1990-02. Breguet XIV A2
Le Fana de l'Aviation 2017-07-10. Michel Benichou. Un avion tres redoutable
HPM 2008-03. Jan Kase, Petr Lukes. Breguet XIV A2
L+K 1972-09. Vaclav Nemecek. Breguet Bre 14


Уголок неба. 2017 



 

  Реклама: