Уголок неба ¦ Caproni Ca.101

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой бомбардировщики
   Ca.101
       
Разработчик: Caproni
Страна: Италия
Первый полет: 1927
Тип: Дальний бомбардировщик-разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1927 году, практически одновременно с вводом в эксплуатацию многоцелевого самолёта Са.97, на испытания поступила его дальнейшая модификация Са.101. Фирмой Caproni была проведена серия работ, направленных на увеличение геометрических размеров машины и установку трёх двигателей Armstrong Siddeley "Lynx" итальянского производства (по лицензии их выпускала фирма Alfa Romeo) мощностью 200 л.с. Попытка предложить Са.101 гражданской авиации не увенчалась успехом из-за сильной конкуренции со стороны других авиафирм, зато самолётом заинтересовались итальянские ВВС (Regia Aeronautica - RA). Военные оценили возможность использования Са.101 в различных целях, благодаря чему Caproni развернула выпуск сразу двух модификаций. Первая представляла собой чисто транспортный невооруженный вариант, а вторая выпускалась как ночной бомбардировщик, при этом внутри фюзеляжа могло размещаться до 800 кг бомб, а оборонительное вооружение состояло из одного верхнего и двух нижних 7,7-мм пулеметов. Обе модификации оснащались двигателями Piaggio "Stella" VII (270 л.с.). Для колониальных ВВС поставлялся вариант с уменьшенным составом стрелкового вооружения.

Основным местом эксплуатации Са.101 (иногда встречается обозначение Са.101\3m) стала Африка. Самолёты Caproni широко использовались в Ливии, Эритрее и Итальянском Сомали в первую очередь в качестве транспортных. Несколько машин получили в дальнейшем чехословацкие двигатели Walter "Castor" мощностью 240 л.с. или Alfa Romeo D2 мощностью 270 л.с., хотя на лётных данных самолётов это почти не отразилось.

В 1935 г. итальянцы впервые опробовали Са.101 в боевых условиях в Эфиопии. Основной задачей ставилось ведение дальней разведки, но и бомбардировочные вылеты тоже не были большой редкостью. После оккупации страны Са.101 составили там основу транспортной авиации и использовались вплоть до полного износа. Последние Са.101 были успели поучаствовать в боях с англичанами и были окончательно списаны только в 1940 г.

По неподтвержденным данным Са.101 принимали участие в гражданской войне в Испании, но официально это не подтверждается. Остальные транспортники служили в RA до 1938-1939 гг., а затем были переведены в различные учебные и вспомогательные части, оставаясь там до 1942 г.

Са.101 самолёт неплохо продавался на экспорт. В 1930 г. итальянское правительство предоставило Венгрии кредит на закупку самолётов типа FIAT CR.20 и Caproni Ca.101. Несмотря на то, что венграм было запрещено иметь боевую авиацию, на основе полученной техники были созданы истребительная и бомбардировочная эскадрилья. Всего было получено 20 экземпляров Са.101, долгое время служивших как транспортные самолёты, когда им на смену пришли более современные бомбардировщики. Об их участии во Второй Мировой войне можно сказать следующее. В ходе пограничного конфликта со Словакией весной 1939 г. самолёты Са.101\3m привлекались только для поддержки наземных сил и не совершали настоящих боевых вылетов. То же самое относится и к кампании против Советского Союза - к лету 1941 года все Са.101 были переведены в ранг вспомогательных (даже не транспортных) самолётов, поэтому утверждения о бомбардировочных вылетах кажутся более чем сомнительными. Последнее упоминание о венгерских Са.101 относиться к 1943 году, когда оставшиеся машины пошли на слом в виду их полного износа.



 Модификации :
 Ca.101  первоначальный серийный вариант.

 Ca.101 Bi

 двухмоторый гражданский вариант с двигателями Jupiter 6Ri мощностью по 500 л.с.

 Ca.102

 подобен Cа 101, оснащен двумя двигателями Bristol Jupiter мощностью 500 л. с. 

 Ca.111

 одномоторный вариант; первоначально оснащался двигателем Fiat мощностью 750 л.с. Размах крыла был увеличен до 23 м, а его площадь до 79 кв. м. В 1934 г. было разработано новое крыло, а двигатель Fiat заменен на Isotta-Fraschini Asso 750 RS. За опытным и четырьмя предсерийными самолетами последовал выпуск 148 машин Ca 111. 25 аппаратов изготовлены как двухпоплавковые гидросамолеты Ca.111 Idro и использовались в качестве дальних морских разведчиков.




 ЛТХ:
Модификация   Са.101
Размах крыла, м   19.65
Длина, м   15.30
Высота, м  
Площадь крыла, м2   61.50
Масса, кг  
  пустого самолета   3120
  нормальная взлетная   5370
Тип двигателя   3 ПД Piaggio Stella VII
Мощность, л.с.   3 х 370
Максимальная скорость , км/ч   165
Крейсерская скорость , км/ч   131
Практическая дальность, км   2000
Практический потолок, м   6100
Экипаж, чел   3
Вооружение:   два-три 7.7-мм пулемета
  бомбовая нагрузка - 500 кг


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Ca.101 во время сборки
 Ca.101
 Ca.101
 Ca.101
 Ca.101
 Ca.101
 Ca.101
 Ca.101
 Ca.101
 Ca.101
 Ca.101
 Венгерский двухмоторный Ca.101/bi
 Двухмоторный Ca.101 Bi B (101B)
 Двухмоторный Ca.101 Bi B (101B)
 Двухмоторный Ca.101 Bi B (101B)
 Транспортная кабина Ca.101

  Схемы:

 Ca.101

  Варианты окраски:

 Ca.101
 Ca.101  15 Sq. 4 Gruppo

 



 

Список источников:

Андрей Крумкач. Военно- транспортный самолёт \ бомбардировщик-разведчик Caproni Ca.101
Aerei Italiani - Scheda Tecnica. Caproni Ca.101
Associazione Modellismo Storico. Gli Aeroplani Caproni
Avia-info.hu. Caproni Ca.101/bi
R. Abate, G. Alegri, G. Apostolo. Aeroplani Caproni : Gianni Caproni and His Aircraft , 1910-1983
L'Aeronautica 1930-02. Il "Caproni 101 Bi 1000 CV"
Jonathan W. Thompson. Italian Civil and Military Aircraft


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: