Уголок неба ¦ Caudron R.11

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой бомбардировщики
   Caudron R.11
       
Разработчик: Caudron
Страна: Франция
Первый полет: 1917
Тип: Ударный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Идея создать новый бомбардировщик возникла в конце 1916 г., когда стало ясно, что серийный самолет R.4 этого же типа устаревает и уже не оправдывает возлагавшихся на него надежд. Летчики критиковали его за недостаточную маневренность и тенденцию к затягиванию в пикирование. Работу над самолетом, получившим обозначение R.11, начал Рене Кодрон, несмотря на гибель брата Гастона, а затем ее продолжил известный инженер-конструктор Поль Девилль, который был специально приглашен для этого на фирму "Кодрон". После небольшой серии машин R.6, ставших как бы полигоном для отработки схемы фюзеляжного бомбардировщика (оказалась недостаточной мощность двигателей "Рено" 130л. с.), фирма начала строить следующий самолет этого типа. В нем были учтены все проблемы, возникшие при эксплуатации предшественников.

Новая машина по конструкции сильно напоминала R.4, но ее размеры были уменьшены. Она отличалась также заостренной носовой частью фюзеляжа, доработанным хвостовым оперением (был увеличен киль) и отсутствием носового колеса. Была переработана и бипланная коробка. Прототип был оснащен двигателями жидкостного охлаждения Испано-Сюиза 8Ва (200 л.с). На первых десяти серийных машинах были установлены двигатели Испано-Сюиза 8Bda (210 л.с). В процессе производства R.11 применялись разные варианты двигателя Испано-Сюиза, а в конструкцию самолета, его агрегатов и систем постоянно вносились изменения. R-11 имел ряд интересных конструктивных особенностей, направленных на повышение боевой живучести. Топливная система была доработана таким образом, что в случае необходимости оба двигателя могли использовать горючее от любого топливного бака. Топливные баки, размещенные в задних частях мотогондол, можно было сбросить в полете при возгорании. В кабине заднего стрелка были установлены дублированные органы управления самолетом, что также способствовало увеличению надежности самолета.

Крупногабаритный трехстоечный двухмоторный биплан. Фюзеляж деревянный, монококовой конструкции, имел каркас из бруса. Овальную форму обеспечивали стрингеры и дополнительный каркас из реек. Вся конструкция обтягивалась полотном. В носовой части размещался стрелок-бомбардир в турельной установке двух 7,71-мм пулеметов "Льюис", пилот размещался в кабине на уровне задней кромки крыла, а за его спиной была турельная установка с двумя пулеметами "Льюис" второго стрелка. Двухпонжеронное крыло имело лонжероны из стальных труб и нервюры из бруса и фанеры. Обтягивалось полотном. Элероны были только на верхнем крыле, имевшем большую хорду и несколько больший размах. Стойки бипланной коробки - стальные трубы в деревянных обтекателях. Растяжки - стальной трос или профилированная лента. На нижнем крыле в развале стоек устанавливались мотогондолы двух двигателей "Испано-Сьюиза" HS 8Bba мощностью 215 л. с., а позднее - HS 8 Beb (235 л. с.). В мотогондолах треугольного сечения располагались топливные и маслобаки. В передней части они покрывались алюминиевыми панелями, а в хвостовой - полотном. Радиаторы лобовые, сотовые, треугольной формы.

Оперение имело конструкцию, аналогичную крылу. Стабилизатор регулируемый, крепился системой растяжек. Киль треугольный. Руль поворота с роговой весовой компенсацией и с большой площадью поверхности. Шасси "фармановского" типа с двумя парами колес на коротких осях, установленных на V-образных стойках. Управление тросовое, от штурвальной колонки и педалей. Для обеспечения необходимой жесткости центроплана гондолы двигателей и фюзеляж соединялись дополнительными раскосами. Экипаж три человека - пилот и двое стрелков. Вооружение - пять подвижных пулеметов "Льюис": четыре - в двух спарках на передней и задней турелях "Скэрф" и один - в нижней люковой установке. Под нижним крылом подвешивались бомбы калибра от 5 до 50 кг общим весом около 300 кг.

Машина первый раз взлетела в мае 1917 года, и все лето первый самолет проходил испытания, причем две машины были переданы для испытания в RFC.

R-11 создавался в соответствии с заданием на ночной бомбардировщик для французских ВВС, в связи с чем он мог нести до 120 кг. бомбовой нагрузки. Однако его летные данные оказались настолько многообещающими, а стрелковое вооружение - таким сильным, что машину решили использовать в качестве истребителя сопровождения одномоторных бомбардировщиков "Бреге-14". Это являлось отражением распространенной в те годы концепции тяжелого неманевренного эскортного истребителя (иногда его называли "воздушный крейсер"), ведущего бой за счет многочисленных подвижных огневых установок. Самолет показал настолько хорошие летно-тактические характеристики, что осенью 1917 г. компаниям "Кодрон", "Реджи Фререс" (Regy Freres) и "Гремон" (Gremont) заказали постройку 1000 экземпляров R-11 в истребительном варианте. Однако из-за нехватки двигателей, которые, в основном, шли на одноместные истребители "Спад", производство разворачивалось крайне медленно, и первые серийные R.11 поступили в строевые части только в феврале 1918 г. К апрелю 1918-го заводы сдали всего 20 машин.

Машины поступили на вооружение эскадрилий R46, R239, R240 и R246. К началу июля уже восемь французских бомбардировочных эскадрилий имели в своем составе эти машины, которые сопровождали и защищали бомбардировщики в их рейдах на вражескую территорию. По скорости самолет практически не уступал одномоторным истребителям противника. С июля 1918 года "Кодронами" начали в обязательном порядке оснащать все французские бомбардировочные эскадрильи. Отдельная эскадрилья "кодронов" была придана иностранному легиону. Серийный выпуск продолжался до конца войны.

Наибольшую известность на фронте получила модификация R.11 А.3 - самолет сопровождения бомбардировщиков, преимущественно Бреге 14, вооружение которого могло доходить до 5 пулеметов. Бортстрелками таких летательных аппаратов обычно были лучшие выпускники школы воздушных стрелков. Один из них, сержант Виталис, сбил восемь германских самолетов.

До конца не были преодолены проблемы с двигателем Испано-Сюиза, с доводкой которого возникли определенные сложности. К апрелю 1918 г. в боевой эксплуатации находилось только 20 самолетов.

R.11 заинтересовали англичан и американцев, и они приобрели по одному самолету для проведения оценочных испытаний. Однако окончание войны помешало закупке лицензии на их производство. Всего было изготовлено 370 машин. Эти машины состояли на вооружении французской авиации до 1922 года.

На базе R.11 были созданы несколько опытных самолетов, но в связи с окончанием войны в серию они не запускались. R.12 был оснащен двигателями Испано-Сюиза 8Fb (300 л. с). Вариант R.14 являлся увеличенной модификацией R.12, обладал большой скоростью и мощным вооружением (была установлена 37-мм пушка "Гочкисс" и пулемет "Льюис"), но был тяжелым и неповоротливым, а неудачное расположение кабины пилота делало плохим обзор. Кстати, последнее было характерно для всех самолетов R11.

 



 Модификации :
 Caudron R.11A3  дальний разведчик, отличался от базовой модели отсутствием бомбового вооружения, строился серийно.
 Caudron R.11BN3  ночной бомбардировщик, с теми же двигателями, небольшая серия.

 Caudron R.11B3

 фронтовой бомбардировщик, серийная машина. Всего до конца войны должно было быть построено 145 экземпляров R.11, однако на фронт попало только 49, еще две машины были переданы Американскому экспедиционному корпусу. Машина строилась и после войны. 

 Caudron R.12

 обозначение экспериментального варианта R.11 от 1918 г., на котором вместо двигателей мощностью 215 л. с. или 235 л.с. устанавливались двигатели Hispano-Suiza 8Fb мощностью 300 л. с. 

 Caudron R.14

 увеличенный вариант модели R.11. Опытный образец был представлен в августе 1918 г. Самолет оснащался двигателями Hispano-Suiza 8Fb, которые первоначально предполагалось установить на модели R.12. В вооружении  37-мм пушку Hotchkiss  дополняли пулеметы Lewis.




 ЛТХ:
Модификация   R.11
Размах крыла, м   17.92
Длина, м   16.97
Высота, м   2.80
Площадь крыла, м2   54.25
Масса, кг  
  пустого самолета   1422
  нормальная взлетная   2167
Тип двигателя   2 ПД Hispano-Suiza 8Bba
Мощность, л.с.   2 х 215
Максимальная скорость , км/ч   183
Крейсерская скорость , км/ч   165
Продолжительность полета, ч   3
Максимальная скороподъемность, м/мин   250
Практический потолок, м   5950
Экипаж, чел   3
Вооружение:   пять 7.7-мм пулеметов Lewis
 Легкие бомбы


 Доп. информация :


  Чертеж "Caudron R.11"
  Фотографии:

 R.11
 R.11
 R.11
 R.11
 R.11
 R.11
 R.11
 R.11
 R.11
 R.11
 R.11
 R.11
 R.11
 R.11
 R.11

  Схемы:

 R.11

  Варианты окраски:

 R.11
 R.11
 R.11    (c) Henri Guyot

  



 

Список источников:

Вячеслав Кондратьев. Бомбардировщики Первой мировой войны
Flyingmachines.ru. Caudron R.11
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Caudron R-11
TheAerodrome.com. Caudron R.11
James J. Davilla, Arthur M. Soltan. French Aircraft of the First World War
DocAvia 12. R. Danel, J. Cuny. L’Aviation Francaise de Bombardement et de Renseignement (1918-1940)
Le Fana de l'Aviation 2014-06. David Mechin. Les forteresses volantes de l'aviation francaise
L+K 1993-06. Jiri Hornat. Caudron R.11 (Cau.11A3)
1000aircraftphotos.com. No. 3294. Caudron R.11 French Air Service


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: