В июне 1915 года впервые оторвался от земли прототип нового французского бомбардировщика Caudron R.4. Конструкция этой машины являлась громадным шагом вперед по сравнению с предыдущей моделью братьев Рене и Гастона Кодрон - "Кодроном" G.4. На фоне распространенных в то время аппаратов с ферменным фюзеляжем и толкающим винтом элегантный остроносый "Кодрон" смотрелся весьма прогрессивно.
В отличие от
предшественников (Caudron G.3, Caudron G.4) R.4 имел фюзеляж полной
длины (не рамочный) и один киль. Крылья разного размаха. Элероны на
верхнем крыле. Появилось ещё одно колесо на носу для предотвращения
капотирования. Экипаж: три человека - пилот и два стрелка в
передней и центральной позиции. Стрелки были вооружены сдвоенными
пулемётами Lewis на вращающихся платформах.
Но, несмотря на хорошую аэродинамику, летные данные машины не внушали оптимизма. По скорости и полезной нагрузке самолет практически не отличался от предшественника, а скороподъемность оказалась даже хуже. Дело в том, что R.4 был явно перетяжелен и переразмерен для стоявших на нем 130-сильных моторов. А более мощных авиадвигателей у французов тогда еще не было.
R.4 поступил в эскадрилью С.46 армии Франции. За два первых месяцы
самолёт R.4 сбили 34 германских самолёта. В ходе эксплуатации выяснилось,
что кроме плохой скороподъёмности самолёт обладает ещё и плохой
манёвренностью. В результате был разработан R.11 и производство R.4 было
прекращено.
В качестве бомбардировщика "Кодрон" R.4 себя не оправдал, но без бомб его летные данные были вполне приемлемы. Самолет решили использовать в роли фоторазведчика, тем более, что летчикам импонировала хорошая защищенность машины от атак истребителей. С января 1916-го новые "Кодроны" начали поступать в разведывательные эскадрильи французских ВВС.
R.4 продолжали использовать в качестве разведчика до 1917 года. В 1917 году
R.4 заменили на Letord 1.
Всего было построено 249 "Кодронов" R.4.