В начале 1916 года компания
"Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH", накопившая к тому времени опыт
проектирования бомбардировщиков сухопутного базирования серии G, спроектировала
его морской вариант - гидросамолет, который мог использоваться в качестве
бомбардировщика и разведчика, а так же для установки морских мин.
Были построены девять таких самолетов, получивших обозначение FF 41A. FF 41A был развитием торпедоносца FF-35, отличаясь, главным образом, тянущими винтами вместо толкающих. Прототип поднялся в воздух в феврале 1916 г. и 30
августа 1916 г. был поставлен флоту под MN 678.
Эта машина была снабжена двумя 150 л.с. моторами Бенц. В результате опыта, полученного при проектировании больших колёсных машин, двигатели были установлены
между V-образными стойками центроплана. Оказалось, что такое размещение соединяет большую надежность с небольшим весом и низким воздушным сопротивлением. Машина
легко взлетала, а также обладала хорошей мореходностью. Конечно, из-за своего большого размаха крыльев, она была не такой удобной, как машина с одним мотором.
30 августа 1916 г. полетел второй прототип - FF 41AT, упрощенный, с модифицированной формой носовой части и изменённым хвостовым оперением аналогично FF 40. До
мая 1917 г. флоту были сданы ещё семь машин этого типа.
Не смотря на хорошие результаты испытаний, постройка ограничилась двумя небольшими сериями, так, как приоритет был отдан ещё более удачным "Готам" WD-14. Фирма
продолжила совершенствовать конструкцию в типе FF 53.
Из 8 FF 41AT, шесть были отправлены в страны Балтии. 3 из них были размещены в Виндаве (№ 996, 1000 и 1209) и 3 на станции Ангернзе (№ 997, 998, 999), где
использовались, как морские бомбардировщики. Позже одно из этих подразделений перебазировалось в Ревель (Таллин).
2 сентября 1917 года Вольфрам Эйзенлор на FF 41 получил приказ атаковать русский эсминец «Стройный», севший на мель за пять дней до этого у мыса Кави в Рижском
заливе. В ходе атаки добился прямого попадания одной авиабомбы в носовую часть и взрыва второй у правого борта. Эсминец был брошен русскими, а в следующем году
исключён из-за невозможности восстановления.
Три машины были брошены немцами в Ревеле при отступлении и досталась красным русским войскам. 26 ноября 1918 г. они продали одну машину Финскими ВВС. В конце
Первой мировой войны она была доставлена в Сортавалу, где была отремонтирована. В 1922 году фюзеляж был перестроен, с демонтажом креплений для торпеды, после
чего самолёт служил ещё около года, являясь в то время самым крупным самолётом ВВС Финляндии. Две остальных после ухода красных достались эстонцам в плохом
состоянии. Механики смогли собрать из двух одну рабочую машину, которая числилась в ВВС Эстонии в 1919 г., став первым эстонским самолётом, хотя, возможно, за
отсутствием подготовленных пилотов, так ни разу и не поднялась в воздух.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
FF.41AT |
Размах крыла, м |
22.00 |
Длина, м |
13.70 |
Высота, м |
4.65 |
Площадь крыла, м2 |
112.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2288 |
нормальная взлетная |
3701 |
Тип двигателя |
2 ПД Benz Bz.III |
Мощность, л.с. |
2 х 150 |
Максимальная скорость , км/ч |
121 |
Крейсерская скорость , км/ч |
105 |
Практическая дальность, км |
605 |
Cкороподъемность, м/мин |
56 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
3 |
Вооружение: |
один 7.92-мм пулемет Parabellum MG14 на
подвижной турели в кабине наблюдателя
одна торпеда массой 726 кг |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Варианты
окраски:
|
FF 41AT |
|
Эстонский FF 41AT |
|
Уголок неба. 2021
|