Датой рождения штурмовой авиации в США можно считать 15 сентября 1921 г., когда 1-я разведывательная группа была
реорганизована в 3-ю штурмовую. Дислоцировалась она на аэродроме Келли Филд (поблизости от Форт Сэм Хьюстон, г. Сан-Антонио в шт. Техас). На вооружении
находились самолеты-разведчики «Сальмсон» 2А2, но после «смены амплуа» группу перевооружили машинами «Де Хэвилленд» DH-4B. Являясь неплохим для своего времени
легким бомбардировщиком, DH-4B не в полной мере отвечал требованиям к штурмовику - прежде всего из-за абсолютного отсутствия броне-защиты. Армейская авиация
нуждалась в новом самолете этого класса. «Источником вдохновения» послужил британский самолет «Сопвич» T.F.2 «Саламандер» - бронированный вариант известного
истребителя «Снайп», предназначавшийся для непосредственной поддержки пехоты на поле боя (аббревиатура «TF» расшифровывалась как «trench fighter» - «траншейный
[или, если хотите, окопный] истребитель»). Один экземпляр «Саламандера» доставили в США в начале 1919 г. и испытали на авиабазе Мак-Кук Филд (шт. Огайо).
Результаты испытаний американских военных удовлетворили далеко не полностью - по их мнению, для непосредственной поддержки сухопутных войск требовался аэроплан
с гораздо более мощным пулеметно-пушечным вооружением (на «Саламандере», как и на «Снайпе», стояла пара синхронных пулеметов). Требования к такой машине
выпустили 15 октября 1919 г. Доверить столь серьезное дело, как разработку принципиально нового штурмовика, гражданским фирмам, военные не рискнули. Этой
работой занялся Инженерный отдел Авиационной службы Армии США, находящийся на той же авиабазе МакКук Филд.
Результатом стараний бригады военных инженеров, возглавляемых Айзеком М. Ладцоном, стал настоящий монстр -двухмоторный триплан с мотогондолами,
размещенными на среднем крыле. Двигатели - стандартные для американской армейской авиации тех времен 12-цилиндровые «Либерти» - имели толкающие винты.
Прототип получил обозначение GAX - Ground Attack, experimental, хотя летчики обычно расшифровывали первые две буквы аббревиатуры как Guns, Armor
(т.е., «пушки и броня»), В соответствии с господствующей в то время концепцией штурмовой авиации, вооружение GAX было только стрелково-пушечным - бомбы
не предусматривались. Самолет нес 37-мм пушку «Болдуин» (в носовой стрелковой установке) и восемь 7,62-мм пулеметов «Браунинг». Четыре из лих было
установлено неподвижно в носовой части фюзеляжа (стреляли под углом вперед-вниз), остальные монтировались на оборонительных установках: один в передней
кабине (для стрельбы назад-вверх) и три в задней (один для обороны верхней полусферы и два - нижней; последние вели огонь через туннель в фюзеляже).
Конструкция планера была цельнодеревянной, с полотняной и фанерной обшивкой. Фюзеляж - прямоугольного сечения. Верхнее крыло имело больший размах, чем
среднее и нижнее. Элероны имелись на среднем и нижнем крыльях. Экипаж ОАХ состоял из трех человек - пилота и
двух стрелков. Броневая защита, выполненная из листов толщиной 4,75 мм (3/16 дюйма), прикрывала экипаж и
двигатели. Из 3,5 тонн массы пустого самолета на броню приходилась почти тонна. Прототип
GАХ, получивший военный номер 63272, строился в мастерских авиабазы МакКук Филд. Изготовление его велось достаточно быстро - уже 3 апреля 1920 г.
машина впервые поднялась в воздух. Пилотировавший её Гарольд Р. Гаррис отмечал плохую управляемость машины, сильную вибрацию и шум. Тем не менее, 7 июня
военные заказали 20 серийных самолетов. Мощности мастерских явно не были рассчитаны на такую серию, поэтому контракт подписали с фирмой «Боинг». Самолет
получил фирменный индекс «модель 10», а военные после принятия на вооружение присвоили ему обозначение GA-1. Серийные машины в основном
соответствовали прототипу, но вместо пушки «Болдуин» они вооружались орудием «Пюто» ЭА 18 того же калибра. Также была предусмотрена возможность
демонтажа части пулеметов и замены их держателями для осколочных бомб общей массой 250 фунтов (113 кг).
Поставки серийных GA-1 начались в мае 1921 г. Ещё до этого заказ пришлось урезать вдвое - в США в то время казна отнюдь не баловала армию. Серийные GA-1
получили военные номера 64145-64154 (заводские - 200-209). Углубленные испытания серийных самолетов показали, что они страдают множеством недостатков:
плохим обзором из кабин экипажа, низкой тяговооруженностью и скороподъемностью, малой дальностью полета, непродуманной конструкцией системы охлаждения
(что вызывало перегрев двигателей). В принципе, некоторые из «детских болезней» можно было устранить, другие же отнюдь не являлись критичными для
штурмовика. Гораздо неприятнее оказалась плохая маневренность, затруднявшая прицеливание. Ведению прицельного огня из пулеметов мешала и сильная
вибрация самолета. Построенные GA-1 перевезли на авиабазу Келли Филд, передав 90-й эскадрилье 3-й штурмовой
группы. Поначалу собрали лишь один самолет, изредка поднимавшийся в воздух для тренировочных полетов. Но к концу 1922 г. в строй ввели ещё несколько
штурмовиков. 9 февраля 1923 г. три самолета GА-1 вместе с несколькими ОН-4В приняли участие в учениях в
районе мексиканской границы, имитировав атаку на автомобильную колонну. По итогам учений был сделан вывод о том, что в реальных условиях колонна была бы
уничтожена. В то же время генерал Билли Митчелл «подкинул» ещё одну идею насчет возможного использования GA-1 в качестве своеобразного воздушного
десанта. Согласно его предложению, самолеты следовало оборудовать легкосъемными пулеметными установками. В бою они должны были приземлиться за линией
фронта, экипажи «спешиться», занять оборону с пулеметами и продержаться до подхода собственной пехоты. Естественно, такая концепция отнюдь не вызвала
восторга у авиаторов. Тем не менее, самолеты GA-1 были модифицированы в соответствии с идеей Митчелла. В
последующем самолеты GA-1 продолжали оставаться в составе 3-й штурмовой группы, но летали крайне редко. Командование использовало эти машины в качестве
средства дисциплинарного воздействия на молодых пилотов, нарушавших правила полетов: угрозы перевода на GА-1 бывало достаточно, чтобы вразумить
«воздушного хулигана». Одно время интерес к приобретению GA-1 проявляли мексиканские власти, собиравшиеся использовать эти самолеты в качестве
противоповстанческих. Американский генерал Мэйсон Патрик, участвовавший в переговорах с мексиканской делегацией, определил цену одной машины в 15 тысяч
долларов. Но в конечном итоге сделка так и не состоялась. В конечном итоге, в апреле 1926 г. самолеты GА-1 сняли с вооружения. Это событие вызвало у
летчиков 3-й штурмовой группы лишь вздох облегчения.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
GA-1 |
Размах крыла, м |
19.97 |
Длина, м |
10.27 |
Высота, м |
4.36 |
Площадь крыла, м2 |
200.08 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3553 |
нормальная взлетная |
4729 |
Тип двигателя |
2 ПД Liberty L-12 |
Мощность, л.с. |
2 х 435 |
Максимальная скорость , км/ч |
169 |
Крейсерская скорость , км/ч |
154 |
Практическая дальность, км |
563 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
183 |
Практический потолок, м |
3505 |
Экипаж, чел |
5 |
Вооружение: |
одна 37-мм пушка Baldwin,
8х7,62 мм пулемета Browning.
опционально 10 легких осколочных бомб |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2022
|