История лёгкого бомбардировщика Gourdou Leseurre GL-432
неразрывно связана с его оригинальной моделью - истребителем GL-32. Этот самолёт
продолжал линию самолётов, построенных по схеме моноплан-парасоль и был
представлен на конкурс, объявленный ВВС Франции в 1923 году. Истребитель имел
смешанную конструкцию с преимущественно полотняной обшивкой, и оснащался
двигателе Gnome-Rhone "Jupiter" (420 л.с.). Первый прототип был облётан весной
1925 года и хотя конкуренция была достаточно жёсткая, этот истребитель занял
второе место и получил право на постройку опытной серии из 5 машин. В то время
фирмы Loire и Gourdou-Lesseure находились в тесном сотрудничестве и некоторое
время самолёт именовался как LGL-32C.1. В эксплуатации он неплохо зарекомендовал
себя, однако пилотам совершенно не понравилось шасси с узкой колеей и
неэффективными резиновыми амортизаторами, а также недостаточная быстроходность
истребителя. Как преимущества указывалась высокая маневренность и
скороподъёмность, что в некоторой мере компенсировало недостаток скорости.
Конструкторы учли замечания лётчиков и примерно половина из 475 выпущенных машин
была оснащена новой конструкцией шасси с широкой колеей, раздельными осями
основных колес и амортизаторами фирмы Messier. Стандартным двигателем для
серийных GL-32 был Gnome-Rhone 9Ac (420 л.с.). Из этого количества 380 самолётов
направили в состав ВВС, 15 передали морской авиации и 80 продали в Румынию. Именно на основе этого истребителя и был создан его бомбардировочный вариант.
Собственно, опыты по подвеске бомб под фюзеляжем GL-32 производились и ранее,
однако в 1934 году возникла идея создать полноценный лёгкий бомбардировщик. На
самолёте был установлен двигатель Gnome-Rhone 9Ad и уменьшен состав стрелкового
вооружения. Теперь вместо двух синхронных пулеметов остался только один, зато
под фюзеляжем можно было подвесить одну 225-кг бомбу, что для столь лёгкого
самолёта было совсем неплохо. Первый полет GL-432 совершил 28 января 1936 года.
Несмотря на проведенные доработки взлетная масса бомбардировщика увеличилась на
150 кг, а скорость снизилась до 220 км\ч. При таких показателях GL-432 серийно
строится было явно не суждено, но до конца года успели построить два прототипа и
два предсерийных самолёта, которые передали в пользование морской авиации.
Некоторое время они летали в составе флотилии 11F, занимавшейся преимущественно
подготовкой лётчиков морской авиации. В её составе до конца 1939 г. находились
учебные самолёты MS.226 и MS.230, а также списанные из частей первой линии
истребители Wibault 74, Dewoitine 373 и торпедоносцы Levasseur Pl.10\Pl.101. Все
эти устаревшие машины были списаны к декабрю 1939 года. В боевых действиях Второй Мировой войны самолёты GL-432 участия не принимали, но
незадолго до её начала им довелось активно повоевать в Испании. В рамках
оказания помощи республиканскому правительству Франция продала множество военных
и гражданских машин среди которых были четыре GL-32 (апрель-июнь 1937 г.) и по
одному GL-633 и GL-432 (октябрь 1937 г.). Использовать их как истребители не
представлялось возможным, и тогда испанцы решили переделать их в
бомбардировщики. Сделать это оказалось не так то просто, поскольку
предполагалось, что бывшие истребители будут производить бомбометание не только
с пологого полёта, но и с пикирования. Для этого самолётам Gourdou Leseurre не
хватало прочности конструкции, отсутствовали также тормозные щитки, узлы
подвески бомб и бронирование. Все это пришлось создавать в полукустарных
условиях, хотя от бронирования пришлось отказаться. На боевые задания они
вылетали в основном неся одну 100-кг бомбу, с которыми у республиканцев
практически не было проблем. О боеприпасах других калибров сведений не
сохранилось, но можно предположить, что в ходе боёв подвешивались и менее
тяжелые бомбы. Четыре первых самолёта были направлены на северный участок
фронта, где оборону держали баскские войска. Пилоты GL-32 в августе-сентябре
1937 года оказывали посильную поддержку своим войскам потеряв при этом один
самолёт. Остальные три поврежденные машины пришлось оставить на аэродроме, где
21 октября их захватили франкисты. О судьбе GL-432 известно лишь то, что
достаточно продолжительное время он служил в составе Grupo 71.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
GL-432 |
Размах крыла, м |
12.20 |
Длина, м |
7.60 |
Высота, м |
3.10 |
Площадь крыла, м2 |
25.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
910 |
нормальная взлетная |
1535 |
Тип двигателя |
1 ПД Gnome &
Rhone 9Ady |
Мощность, л.с. |
1 х 420 |
Максимальная скорость , км/ч |
220 |
Крейсерская скорость , км/ч |
185 |
Практическая дальность, км |
600 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
9000 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
один 7.5-мм пулемет Darne
одна бомба до 225 кг |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
GL-432 |
|
GL-432 |
|
Список источников: |
|
|
Уголок неба. 2017
|